Алексей Зозуля, "Фокстрот": как война изменила компанию и почему клиент всегда в приоритете
Хотя война в Украине началась еще в далеком 2014 году, именно полномасштабное вторжение россии стало настоящим испытанием для украинских предпринимателей. Кто-то потерял бизнес, а кто-то выдержал удар и не только смог восстановиться, но и даже расширил свои горизонты.
Как три года большой войны изменили компанию, какие решения оказались удачными и как изменился клиент бизнеса рассказал в интервью Delo.ua Алексей Зозуля, СЕО "Фокстрот".
Важные управленческие решения, принятые во время первых месяцев полномасштабной войны
До начала полномасштабного вторжения компания имела согласованный план действий на случай экстренной ситуации. Готовя его, руководствовались опытом начала войны в 2014-2015 годах. Из действенных шагов этого плана, по словам Зозули, успели заранее эвакуировать из восточных магазинов часть товарно-материальных ценностей в центральные и западные регионы и несколько ограничить туда поставки товаров. С другой стороны - этого было недостаточно, потому что характер и масштаб агрессии представить никто не мог.
На момент вторжения ключевые решения мы принимали в ручном режиме и "с колес". Конечно, если бы можно было повернуть время назад и предвидеть события, мы однозначно эвакуировали бы наш склад с товаром, граничащий с аэропортом в Гостомеле. Это позволило бы избежать многих сложностей, с которыми мы столкнулись в начале войны, и быстрее начать конструктивную работу, - отметил Алексей Зозуля.
Чем отличается компания накануне вторжения - от компании сейчас
В начале марта 2022 года центральный склад компании, где хранилась треть всех товарных запасов бизнеса, оказался в эпицентре боевых действий за аэропорт и полностью сгорел. Убытки только в товаре составили 650 млн грн. Это был первый ощутимый для локальной экономики фактор, который изменил дальнейшую работу на ближайшие полгода.
Ряд наших магазинов, оказавшихся на временно оккупированных территориях уже в первые недели войны, пострадал от действий оккупантов и мародеров - они были уничтожены, ограблены или все вместе. Имели потери активов и в тыловых регионах - из-за попадания вражеских ракет - в Киеве, Харькове, Днепре, - добавил Алексей Зозуля.
В целом, вспоминая тот период, команда "Фокстрот" сработала четко и практически безупречно, чтобы выстоять, сохранить и восстановить мощности бизнеса. Объем и скорость решений, которые принимались на всех уровнях, увеличились невероятно. Сейчас мы знаем, как работать в военных условиях, как обезопасить себя и своих покупателей во время воздушных тревог, как реагировать на изменения конъюнктуры, работать без света, связи, электричества.
Поэтому события последних трех лет только укрепили компанию, сделали нас более гибкими, адаптивными к ежедневным вызовам и максимально ускорили процессы внедрения изменений и инноваций. За это время "Фокстрот" оплатил 1,9 млрд грн налогов, из которых 1 млрд - в 2024 году.
Компания продолжает открывать новые и осовременивать существующие магазины, в том числе восстанавливает после ракетных атак.
Сейчас сеть оперирует 124 магазина в 66 городах (в том числе в Славянске, Краматорске и Херсоне), интернет-магазином и современным мобильным приложением.
Во время войны бренд расширил присутствие в диджитале: товары "Фокстрот" можно купить на маркетплейсах Kasta и market by mono. Также работает трейд-ин - ФоксиОбмен старой техники на новую, доставка за 1 час.
Мы первыми среди украинских бизнесов запустили сервис по обслуживанию неслышащих людей на жестовом языке, который масштабировали в 30 магазинах и на Foxtrot.ua, - говорит Зозуля.
При этом с 24 февраля 2022 года и по сей день сеть приобщается к укреплению обороноспособности страны, предоставляя на регулярной основе нужные нашим защитникам гаджеты и технику. Сейчас общая сумма помощи компании Силам обороны Украины составляет более 43 млн грн, а это - 8882 выданной единицы техники.
Крупнейшие уроки компании за последние три года
По словам Алексея есть три ключевых вывода, которые компания сделала за эти три года:
- Люди - это главное, потому что успех достигается усилиями людей. При этом нужно давать себе и другим право на ошибку, потому что на 100% безупречных решений и сценариев не существует.
- Безвыходных ситуаций не бывает, поэтому никогда не надо сдаваться, но здесь недопустимо бездействие и безответственность. Любые обстоятельства, которые быстро меняются, требуют реакции. Если мы не можем предвидеть какие-то факторы, мы должны на них мгновенно реагировать.
- Всегда надо думать о клиенте, несмотря на различные обстоятельства. Учитывая вызовы сегодняшнего дня, нужно по-новому смотреть на процессы, обстоятельства и способы решения вопросов.
Убежден, от каждого дна можно оттолкнуться, имея мощную команду, волю, логику и идею, как это сделать. Главное - не ошибиться в общей стратегии и дать возможность ошибаться в деталях, - говорит Зозуля.
Как изменился клиент с начала полномасштабной войны
За это время клиент очень изменился. Если в начале полномасштабной войны, в 2022 - первой половине 2023 года покупатели с пониманием относились к определенным неудобствам (например, более длительный срок доставки или необходимость предоплаты), то сейчас их ожидания вернулись к уровню, характерному для довоенного периода.
Сегодня клиент, несмотря на любые факторы, хочет получить свой заказ как можно быстрее. В идеале, если это будет на следующий день, а еще лучше - в течение нескольких часов. Например, у "Фокстрот" работает и пользуется спросом в крупных городах сервис Доставка Uklon, который позволяет получить товар - от компьютерной мышки до ноутбука или бойлера - всего за час.
Для клиента важно предложение бесплатной доставки, желательно к дверям, а также широкий выбор способов оплаты. Сервис должен быть максимально удобным и интуитивным, чтобы покупка не требовала лишних усилий и времени. Поэтому бизнесу необходимо учитывать индивидуальные запросы покупателей, предлагать гибкие условия доставки и создавать бесшовный, комфортный шопинг.
Как компания видит перспективы рынка
Дальнейшее развитие рынка будет зависеть преимущественно от макрофакторов. Из положительного - в течение 2023-2024 года рынок электроники стабилизировался, что создает более прогнозируемую ситуацию. Вместе с тем, из-за миграции населения спрос на электронику в количественном выражении снижается. И в случае дальнейшего уменьшения населения текущая тенденция сохранится - ожидаем падение рынка примерно на 5-7%. При этом возможен незначительный рост в деньгах из-за плановой девальвации, озвученной Минфином и НБУ.
Читайте также: "Фокстрот" расширил сеть более чем на 30 магазинов с начала полномасштабной войны
Соответственно, сейчас рынок стал еще более конкурентным. Поэтому бизнесам нужно искать новые подходы, чтобы оставаться в игре. Клиент снова на первом месте: нужно не просто отвечать на его потребности, а предугадывать их и создавать сервис, который превосходит ожидания. Сегодня выигрывают те, кто может предложить максимальный комфорт, удобство и персонализированный подход.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- В Европе появится первый магазин "городской мобильности" - что это
- В "АТБ" прокомментировали бронирование работников от мобилизации