Александр Колб, Promodo: ритейл - топливо и кровеносная система для экономики нашей страны

Генеральный директор компании Promodo Александр Колб рассказал, как украинские online-ритейлеры встретили полномасштабную войну, благодаря чему растет популярность online-шопинга и дал прогноз по развитию рынка на 2024 год.

Об этом и другом топ-менеджер рассказал в колонке для Forbes. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Ритейл - топливо и кровеносная система для экономики нашей страны. И как тут не говорить об online-составляющей этого бизнеса, когда доля крупных игроков может достигать 30-40% всех продаж?

Онлайн-ритейл во время войны

По словам Колба, Rozetka, "Новая почта", "Эпицентр", Intertop, "Алло", Comfy и другие известные ритейлеры с началом полномасштабной войны взяли на себя логистическое бремя и обеспечение украинцев всем необходимым.

Впрочем, отмечает эксперт, каждый кризис является временем зарождения молодых и амбициозных новых игроков в нише. Это означает, что сегодняшние производители дронов, мастерские по пошиву одежды или другие поставщики товаров для армии - будущие ритейл-игроки, которые будут иметь огромное влияние на восстановление страны.

Мы как маркетинговое агентство, работающее с e-commerce-лидерами в Украине с 2004 года, можем отметить большую "живучесть" нашего бизнеса. Глобальный финансовый кризис 2008-го, Майдан 2013-2014 гг., COVID-19 и полномасштабная война "закаляют" бизнес, делают его уникальным. И результатом турбулентности внешней среды является то, что Украина сегодня имеет один из лучших ритейлов в мире со сверхвысоким уровнем сервиса и качества. Украинцы, которые много путешествуют и живут за пределами страны, могли в этом неоднократно убедиться, - говорит Колб.

По данным компании Statista, объем онлайн продаж в Украине за 2021 год достиг 3,89 млрд долларов. Тогда Украина заняла 21-е место среди стран Центральной и Восточной Европы.

Однако лидерами в отрасли являются Великобритания, Франция и Германия с объемами 254, 123 и 100 млрд соответственно.

Это означает, что несмотря на популярность e-commerce, Украина еще в начале развития online-покупок по сравнению с другими европейскими странами, не говоря о Соединенных Штатах.

ef78620a9708dc59385188d074dbd615 | 1

Тенденции рынка e-commerce в военное время

Также СЕО Promodo отметил следующие тенденции:

  1. в 2023 году украинцы потратили на онлайн-покупки 182 млрд грн, что на 21% больше, чем в 2022-м;
  2. почти 10 млн украинцев покупают товары онлайн, из них 1,5 млн сделали свою первую покупку в интернете именно в 2023 году;
  3. в гривне электроника остается наиболее доходной нишей онлайн.
  4. детские товары падают год от года и, по прогнозу, в ближайшей перспективе не будут расти из-за массового выезда женщин с детьми за границу. 

Об этом также говорит Владислав Чечеткин, соучредитель Rozetka. По его словам, в 2023 году в Rozetka выросли продажи почти во всех категориях товаров. Больше всего приросли: "Корм для кошек" (+30% к 2022-му), "Кабели и адаптеры" (+42% к 2022), "Чехлы для смартфонов" (+30% к 2022), "Стиральные средства" (+25% к 2022), "Кофе" (+35% к 2022).

Читайте также: Спрос на коммерческие помещения в жилых домах упал, но есть исключения - эксперт

Мы прогнозируем рост online-продаж минимум на 25% в 2024 году. И это придает оптимизма на послевоенное обновление бизнеса и удержание планки лидерства в сервисной части e-commerce в Европе - благодаря ВСУ, устойчивости устоявшихся игроков и конкуренции и стандартам среди новых, - резюмировал Колб.