Новый СЕО RDA Андрей Лотоцкий рассказал о планах на 2023-й и трендах на рынке коммерческой недвижимости
Новий СЕО консалтингової компанії Retail&Development Advisor Андрей Лотоцкий рассказал о развитии бизнеса в условиях полномасштабной войны, тенденциях на рынке ритейла и торговой недвижимости, а также планах компании на 2023 год.
Ранее Лотоцкий был известен за работой на руководящих постах ведущих украинских ритейлеров, в частности, Золотой Век, Union Group, Argo Retail и Алло. Пост генерального директора в RDA он получил в начале этого года, после реорганизации структуры управления компании.
Смена сферы работы
Почти всю карьеру Лотоцкий посвятил ритейлу, а теперь решил изменить направление работы. По словам спикера, отрасль консалтинга его давно интересовала.
В ритейле новому СЕО RDA больше всего нравилось именно направление развития компаний, так что на новой должности понадобится весь управленческий опыт, полученный в компаниях розничной торговли.
Компания имеет мощную команду специалистов, которую удалось сохранить, несмотря на полномасштабную войну. Благодаря этому RDA имеет возможность эффективно помогать с развитием многим ритейлерам. Есть возможность вносить свой вклад в то, чтобы украинские бизнесы становились сильнее и успешнее, а торговые центры и стрит-ритейл имели наименьшую вакантность площадей и качественный пул арендаторов, привлекательных для конечного потребителя, - говорит Андрей Лотоцкий.
Он также рассказал, что уже втянулся в работу и разобрался во всех процессах, но всегда нужно быть очень гибким и быстрым в принятии решений.
Сильные и слабые стороны RDA
Компании в этом году исполняется 10 лет с момента основания. За это время было реализовано много проектов, RDA стала узнаваема и принимала участие в развитии национальных и международных розничных сетей, в частности Metro, New Yorker, LC Waikiki, Adidas, JYSK, Colin's, Vodafone, EVA, Алло, КОЛО, Rozetka, Укрзолото, Золотой Век, Prostor, Люксоптика, Eldorado, Intertop.
Поэтому сильные стороны – это однозначно команда, репутация и опыт. Из слабых, по-моему, можно выделить недостаточность покрытия территории украинского рынка. Есть регионы, нуждающиеся в усилении нашего внимания. Так что планируем интенсифицировать свою деятельность в таких регионах, развивать новые проекты и новые направления, - говорит Андрей Лотоцкий.
RDA предоставляет широкий спектр услуг, для ритейлеров это:
- консалтинговые услуги развития сетей;
- агентские услуги в части поиска локаций;
- сопровождение в переговорах;
- юридическое сопровождение арендных отношений;
- профессиональная аналитика рынка в целом;
- весь спектр аутсорсинговых услуг для развития компаний;
- консалтинг компаний в части аудита, создания и оптимизации процессов.
Для владельцев помещений стрит-ритейла доступны услуги поиска качественных арендаторов и управлением недвижимостью, а для девелоперов - услуги создания концепций новых ТЦ и переформатирование уже существующих предброкеридж, создание финмоделей, полный брокеридж и помощь в управлении недвижимостью.
Услуги консалтинга имеют хорошие перспективы для развития в RDA, ведь это отличная возможность для компаний сэкономить много времени, ресурсов и избежать ошибок.
Ситуация на рынке
За год войны рынок значительно сузился, каже новий СЕО Retail&Development Advisor. Особливо обережні зараз міжнародні рітейлери, які призупинили розвиток чи взагалі операційну діяльність.
Однако есть компании, и их немало, для которых кризис – это возможность укрепить свои позиции и увеличить свою долю на рынке. Такими компаниями следует восхищаться, ведь они, сильно рискуя, развивают бизнесы, вносят свой вклад в развитие экономики Украины и создание новых рабочих мест, - отмечает Андрей Лотоцкий.
К примеру, активное развитие начали несколько украинских fashion-брендов, поскольку международные операторы не готовы брать на себя риски инвестиций в воюющей стране.
Сходная активность есть и в других сегментах ритейла. Игроки рынка стали более гибкими, активными, оптимизировали внутренние процессы для быстрых решений.
Как война изменила работу RDA?
Лотоцкий уверен, что успех любого бизнеса прежде всего зависит от команды, ее профессионализма, ценностей и идей.
Значительно больше шансов выстоять у бизнесов, команды которых объединены нематериальными ценностями. Во время кризисов на первый план всегда выходит лидерство и эмпатия, так что со своей командой нужно быть откровенным, как бы трудно ни было, при этом демонстрировать уверенность, твердость и решительность.
Именно это помогло RDA пройти самый трудный в истории год.
Главное, что нам удалось предоставлять услуги нашим клиентам и поддерживать их весь 2022 год. Это ведь было для них очень важно. Например, открыли и релоцировали 20 магазинов сети MasterZoo. В новом для нас сегменте офисной недвижимости мы заключили сделки для ритейлеров Yves Rocher, КОЛО и нескольких других компаний. Всего за 2022 год было заключено около 80 соглашений по аренде, - сказал Андрей Лотоцкий.
Тренды на рынке торговой недвижимости
По мнению СЕО RDA, ценообразование на рынке сейчас характеризуется отсутствием какой либо системы.
С начала полномасштабной войны стоимость аренды в ТРЦ менялась ежемесячно фактически в ручном режиме. Есть торговые центры, которым удалось на 100% вернуть довоенный уровень арендной платы еще в мае, а есть те, что до сих пор к нему не приблизились.
На западе у отдельных ТРЦ арендные ставки даже выросли от 10 до 40% в гривневом эквиваленте и от 10 до 15% в долларовом. Эксплуатационные расходы также варьировались в зависимости от регионов и периодов года.
К основным факторам, определяющим тенденции арендных ставок, можно отнести: региональный аспект, миграцию арендаторов из восточных регионов в западные, конкурентную среду и обеспечение возможности бесперебойной работы. То же касается и вакантных площадей. В то же время больше пострадали все же девелоперы, трафик которых больше зависел от международных якорных арендаторов. Сейчас они имеют большую вакантность, чем те, кто был максимально дифференцирован в магнитах целевой аудитории, - объясняет эксперт.
Запросы ритейлеров к арендным площадям
Даже во время войны есть компании, которые используют период кризиса для развития, но они становятся более требовательными к выбору помещений.
Лотоцкий отмечает, что более подробно формируют критерии выбора и сегментируют трафики. Сильные бренды готовы точечно развиваться, но почти не готовы инвестировать в обустройство локаций.
Иногда такие компании готовы открывать магазины только при наличии магазинов полностью подготовленных к их требованиям. Также появились компромиссные временные решения быстрого открытия магазинов поп-ап форматов, готовых арендовать помещения с базовым ремонтом и сроком договора в один год.
Планы RDA на 2023 год
Лотоцкий уверен, что этот год станет для компании годом развития, прежде всего в новых областях офисной и складской недвижимости.
Соответственно, есть потребность в расширении штата менеджеров. В розничной торговле особое внимание планируем уделить региональным ТРЦ и стрит-ритейлам. Возможны проекты по коллаборации с региональными компаниями. О цифрах, по моему мнению, сейчас можно говорить очень и очень приблизительно, ввиду короткого промежутка горизонта планирования и невозможности прогнозирования ситуации с военными действиями, - резюмирует СЕО компании.
При этом RDA ожидает существенного роста по сравнению с прошлым годом.
Источник: RAU
Читайте также: Алексей Безуглый, МХП: о трансформации компании, новых брендах и уникальных технологиях