Названы лучшие европейские объекты недвижимости. Интервью с Ричардом Холвардом, основателем премии CEEQA
Недавно в Варшаве состоялся финал одного из самых масштабных конкурсов недвижимости в Европе — Central & Eastern European Real Estate Quality Awards (CEEQA). CEEQA — одна из самых прозрачных и авторитетных наград в сфере недвижимости в Европе. Цель премии — отметить бизнес-опыт и выделить достижения и возможности сектора недвижимости Центрально-Восточной Европы на международной инвестиционной арене. Об особенностях конкурса и участии объектов из Украины рассказал Ричард Холвард, основатель конкурса.
— Профессионалы в Украине не много знают о вашем конкурсе. Расскажите о CEEQA. Сколько лет конкурсу, как пришла идея его создания?
— Во-первых, хорошо вернуться после разрушительной для нас пандемии.
CEEQA — это аббревиатура от CEE Real Estate Quality Awards, оригинальное название, известное ранее. На самом деле Украина, которая была одной из стран бывшего СССР, с момента основания CEEQA в 2003 году, была активно вовлечена в премию, хотя, возможно, только на высшем уровне сектора, стремясь к международным институциональным инвестициям или инвестированию в Украину. У жюри CEEQA было много украинских застройщиков и инвесторов, и ряд объектов от Львова до Киева и Одессы получили награды. В этом году было номинировано четыре проекта из Украины, которые были реализованы в 2021 году, все четыре вошли в финал.
Награды предназначены для лучших компаний, профессионалов отрасли и коммерческих и жилых построек за предыдущий календарный год. Номинации на награды выдвигаются сменным жюри, в состав которого входят руководители ведущих компаний, работающих в этом секторе. Приглашение принять участие в жюри CEEQA ценится в секторе как за обмен знаниями в процессе награждения, так и за его очень высокую сетевую ценность.
Идея CEEQA заключалась в том, чтобы представить международным инвесторам новый сектор недвижимости в Центральной и Восточной Европе, его возможности в то время, когда в регионе уже было совершено несколько крупных инвестиционных операций. Но еще больше это было необходимо сделать для того, чтобы сектор набрал критический импульс, примерно в момент вступления в ЕС. Партнерство с Financial Times проложило путь к привлечению ведущих разработчиков и поставщиков услуг, созданию ежегодного гала-события мирового уровня, на который операторы рынка могли пригласить международных инвесторов. Противостояние профилю инвестиционного региона с высоким уровнем риска, создание высокочестного процесса суждения, которому рынок и международные инвесторы могли бы доверять, было ключевым ингредиентом премии.
— Последние 2 года CEEQA не проводилась из-за пандемии. Как это отразилось на конкурсе в этом году? Сколько участников было?
— Пандемия стала серьезным ударом для CEEQA, фактически приостановив премию на три года. Последний гала-концерт проходил в апреле 2019 года. Принятое решение в марте провести премию в июне означало, что у нас более короткий срок, чем обычно для организации мероприятия. Это также означало, что мы можем обслуживать всех владельцев билетов и спонсоров соревнований 2021 года, которые в большинстве своем поддерживали нас (вместо того, чтобы требовать возврата своих денег), и иметь четкое окно для развития бизнеса следующей осенью на соревнованиях следующего года.
На количестве заявок на награды это не отразилось. Понятно, что количество гостей на гала-концерте CEEQA было на 20% ниже нормы до пандемии, всего гала-концерт посетило 650 гостей. Но это значительно превзошло большинство ожиданий как внутренних, так и внешних, и многие считают, что это был лучший гала-концерт CEEQA за всю историю, включая живое шоу поп-иконы Глории Гейнор. Это предвещает хорошее будущее.
— Участие в конкурсе платное?
— Подача заявок на награду вообще ничего не стоит. Любой системе наград, взимающих деньги за участие, нельзя доверять. В 2003 году мы решили сделать премию по-другому, и это сработало. Люди доверяли результатам награждения, доверяли качеству гала-мероприятия и гостям. К 2019 году посещаемость составляла в среднем 850-900 гостей, что, по-видимому, является пределом лидеров бизнеса в нашей отрасли.
— Как происходит процесс судейства? Какие этапы? Кто члены жюри?
— Кандидатов, которых выдвинуло жюри CEEQA, приглашают подать подробные формы заявок, которые оцениваются в два раунда: онлайн-раунд оценивания, где все судьи оценивают номинантов, создавая финальный шорт-лист, после чего проходит заседание жюри накануне CEEQA Gala для выбора победителей из финального шорт-листа кандидатов.
Уникальность CEEQA в абсолютно прозрачных и справедливых критериях и системе судейства. Она разработана и усовершенствована в течение многих лет в партнерстве с нашим главным партнером, компанией Deloitte. Члены жюри регулярно сообщают нам, что они никогда не видели ничего, что приближается к системе добродетели CEEQA, являющейся большой частью нашего «секретного соуса».
— Какие компании и объекты принимают участие в конкурсе? Как отбираются участники и сколько их было в этом году?
— Есть награды для различных типов коммерческих зданий — офисные, торговые, гостиничные и промышленные, а также жилые и развлекательные заведения. Мы охватываем все виды компаний, от инвесторов и застройщиков до строительных, юридических, финансовых и консультационных услуг. Обычно мы получаем около 600 номинантов в 24 категориях. В категории «Развитие розничной торговли года» обычно участвует около 40-50 торговых центров.
— Кто победил в этом году? Какие объекты вам понравились? Кого бы вы отметили?
— В этом году награду «Развитие розничной торговли года» получила Fabrika Norblin в Варшаве от Capital Park польского происхождения в очень напряженной борьбе с харьковским торговым центром Nikolsky от Budhouse Group, что, несомненно, повлияло на судей и гала-зрителей, учитывая произошедшее в Харькове и Украине в целом за последние несколько месяцев. Эти два проекта были далеко впереди остальных двенадцати финалистов из шорт-листа.
Ранее среди номинантов на награду и посетителей гала-концерта доминировали международные игроки, но мы наблюдаем растущую волну начинающих доминировать местных инвесторов и разработчиков. Проекты, разработанные на местном уровне, в этом году показали очень хорошие результаты по сравнению с предыдущими годами, особенно пражские компании. Застройщик Penta Investment и промышленный застройщик CTP доминируют в категориях «Инвестор», «Застройщик», «Промышленный застройщик» и «Net Zero Company», а также среди наград — проект жилого комплекса Penta MAISON Orechovka. Среди категорий меньших компаний награды «Восходящая звезда» и «Местный агент» получили местные чешские компании — менеджер фонда Accolade и жилое агентство Svoboda Williams. Офисное здание компании Portland Trust из Праги в Бухаресте, Румыния также получило две награды. Общую награду «Агент года» и награды «Профессионалы в отрасли» также доставил в Прагу региональный руководитель международного агентства Cushman & Wakefiled Джонатан Халлетт, CBRE была признана агентом рынков капитала.
Награду за лучший проект реконструкции многофункционального центра города Browary Warszawski получил еще один местный игрок — польский девелопер Echo Investment.
Международные компании были более заметны в наградах поставщиков услуг — Clifford Chance (юридические), Erste Bank Group (банковское дело), Skanska (строительные услуги) и White Star. Проект Ghelamco в Варшаве получил две награды за Office, которые были не только переданы в аренду и проданы в сложных рыночных условиях, а также устанавливают новые стандарты в области сохранения энергии и воды, а также контроля качества воздуха. Компания Skanska также выиграла награду строительной компании года.
— Очень часто в конкурентной борьбе побеждают не совсем традиционные и небольшие объекты. К примеру, в 2017 году лучшим торговым центром признали проект Hala Koszyki, в 2000-2021 Norblin Factory. Это маленькие гастрономические торговые центры. Почему, по-вашему, предпочтение отдается таким проектам, хотя они конкурируют с очень крупными современными традиционными торговыми центрами?
— Масштаб и дизайн являются важными факторами, но отнюдь не единственными. Рейтинг ESG и сертификация зеленого строительства приобрели все большее значение в последние годы вместе с расположением. Но важнейшим фактором является коммерческий успех — лизинг и инвестиции. Проекты реконструкции безусловно в моде, поэтому их можно продавать инвесторам, особенно в центре города. У нас есть почти алгоритмическая система взвешивания, разработанная в сотрудничестве с Deloitte, чтобы сбалансировать преимущества расположения на менее зрелом коммерческом рынке. К примеру, Балканские рынки и Украина оцениваются примерно на одном уровне. Разнится оценка по застройке столицы и для проектов в региональных городах.
Мы почти уверены, что добились правильной формулы, поскольку получаем много региональных проектов, которые выигрывают награды, но мы всегда следим за этим, чтобы учесть любые изменения рынка.
— Какие украинские проекты принимали участие в конкурсе в этом году? Как проходило судейство этих объектов с учетом боевых действий? Какие баллы жюри поставило объектам из Украины?
— В этом году были номинированы четыре украинских проекта: Nikolsky в Харькове и Respublika Park в Киеве (категория розничной торговли), Unit.City в Киеве (категория устойчивого здания) и Tarayan Towers в Киеве (категория гостиниц, отдыха и жилья). Все они вошли в финальный шорт-лист.
Мы не можем обнародовать все баллы, поскольку они остаются конфиденциальными, за исключением споров, которых у нас никогда не было, но отдельно я могу сказать, что Nikolsky получил один из самых высоких средних баллов на соревнованиях — 7,2/10. Украинские номинанты в целом получали более низкие совокупные баллы, что также является важным показателем, но, как я уже говорил, у нас есть механизмы, чтобы это компенсировать.
Я бы сказал, что в первом онлайн-раунде судейства не было сильно заметного перекоса интереса к украинским проектам, возможно, больше из-за путаницы, чем из-за знаний и чувств. Но это заметно изменилось в последнем раунде судейства, где они смогли обсудить ситуацию, в частности, когда мы подключились к Киеву в прямом эфире с Максимом Гаврюшиным, членом нынешнего жюри, который представлял украинского девелопера Budhouse Group, застройщика Nikolsky. Максим также был в жюри CEEQA в предыдущие годы.
— В этом году вы не раз заявляли о своей поддержке Украины во время конкурса. Война в Украине как-то повлияла на ваше нынешнее мероприятие?
— Конечно, в самом CEEQA Gala мы представили специальную часть вечера STAND WITH UKRAINE во время церемонии награждения, включая интервью LIVE UKRAINE CONNECT с Максимом Гаврюшиным. Было много дискуссий о ситуации в Украине. Наше выступление перед аудиторией заключалось в том, что сейчас пора собирать информацию и оценивать перспективы участия в послевоенном восстановлении Украины, а не после окончания войны, поскольку операторы в нашем секторе знают гораздо больше о развивающейся инфраструктуре на рынке Европы, чем любой -кто другой. С точки зрения Украины и с точки зрения сектора — это как ответственность, так и возможность в будущем.
Сейчас мы ищем практические способы привлечения и мотивации интереса для продвижения этой миссии.
— Что, по-вашему, нужно, чтобы инвесторы пришли в Украину? Как статус кандидата в ЕС повлияет на рынок недвижимости в Украине?
— После завершения боевых действий в пользу Украины статус кандидата в ЕС сегодня и вступление завтра будет иметь большое влияние, поскольку он обеспечит необходимый доступ к капиталу вместе с гарантиями надежности и стабильности рынка.