Наталья Красникова, ЭКО Маркет: как работает ритейл в прифронтовых регионах и почему это важно
По данным Госстата, на начало полномасштабного вторжения в прифронтовых областях проживали более 15 млн человек, что составляет более трети населения Украины.
Немало населения покинуло эту зону, однако многие живут там и сейчас, и эти люди нуждаются в постоянном подвозе продуктов, сказала заместитель генерального директора по логистике ЭКО Маркет Наталья Красникова.
До 24 февраля 2022 года у ритейлера был большой рынок на ныне оккупированных областях и в регионах ведения боевых действий. Магазины сети в Донецкой, Сумской, Николаевской, Херсонской и Черниговской областях посещали примерно 1,2 млн. покупателей в месяц, что равнялось почти 2,5 тыс. тонн продуктов за соответствующий период.
О том, как все изменилось после начала войны, как сейчас работает продуктовый ритейл в прифронтовых городах и почему это важно, Наталья Красникова рассказала в колонке для НВ. УСТЦ предлагает самое интересное из ее комментария в своем материале.
Начало вторжения
Ситуация сразу изменилась коренным образом, так, за первые месяцы войны стоимость перевозки товаров возросла кое-где на 200%.
Это было тяжелое время, когда рынок только начинал адаптироваться к изменяющимся условиям ежедневно: враг занимал населенные пункты, перерезал дороги, атаковал почти со всех сторон. Тогда мы завозили только самые необходимые продукты. Рынку понадобилось два месяца, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако цены на логистику стали на 50% выше довоенных показателей, - говорит представитель ЭКО Маркет.
На это, прежде всего, повлияли цены на топливо, которые выросли уже на 40% с начала вторжения, также некоторые случаи перестали считаться страховыми.
Самая тяжелая ситуация в областях, где ведутся самые активные боевые действия – Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская и Харьковская области. Чем ближе к линии фронта, тем труднее доставлять товары. По словам Красниковой, речь идет об условной зоне в 50 км, где цены на доставку в 2-3 раза выше средних по стране.
Это мы наблюдаем по опыту работы наших магазинов в Николаеве, Херсоне, Краматорске, Константиновке, Покровске, Мирнограде. До войны в этих городах проживало около одного миллиона человек. Каждый день мы подвозили туда в среднем 30 тонн продуктов. Сейчас это где-то 20 тонн, – отмечает Наталья Красникова.
Все же падение не такое критическое, как ожидалось. Магазины в вышеупомянутых городах ежемесячно посещают более 200 тысяч покупателей.
Одной из причин является то, что часть людей вернулась в свои дома. Также магазины в прифронтовых регионах часто посещают военнослужащие.
Организация стабильной логистики
Подытоживая опыт, заместитель генерального директора по логистике ЭКО Маркет выделила три основных шага для организации стабильной логистики в прифронтовые города.
1) Привлечение собственного штата водителей и авто
Из-за постоянного риска попасть под обстрелы крупные сетевые логистические игроки либо покинули регион, либо подняли цены, включив в них потенциальные риски. Есть еще небольшие локальные игроки, но из-за проблем масштабирования мы редко пользуемся их услугами. Да и в таких условиях очень важна надежность, что и лучше всего обеспечивает собственный штат, – объясняет она.
Это также позволяет помогать местным жителям и бизнесу на обратном пути, например, например доставлять личные вещи при эвакуации или проводить релокацию небольших производств.
2) Изменение гендерного состава
Ритейлер начал привлекать все больше женщин для работы в логистических центрах, складах, водителями и т.д.
Война повлекла за собой дефицит рабочей силы во многих сферах, поэтому гибкость в этом вопросе позволяет оперативно закрывать эти потребности.
3) Децентрализация принятия решений
Для стабильной логистики на территориях, близких к линии фронта, важно организовать все процессы так, чтобы даже внештатные ситуации не могли критически повлиять на процесс.
Читайте также: Дмитрий Лашин, Blockbuster Mall: рынок ТРЦ стабилизировался благодаря ходу событий на фронте
Человек может переехать, пойти защищать страну, выбрать другую работу, не быть на связи из-за обстрелов и т.п. В таких моментах важно, чтобы его функции могли оперативно перехватить. Поэтому мы стараемся максимально зафиксировать и формализовать все процессы, чтобы при смене исполнителя его работу мог сделать другой работник, - резюмировала Красникова.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації