Самая низкая вакантность среди ТРЦ Украины наблюдается в торговых центрах районного формата

Вторжение агрессора на территорию Украины продолжает негативно отражаться на состоянии торговой недвижимости. По данным экспертов компании UTG, совокупное влияние негативных факторов приводит к резкому росту вакантности в ТРЦ до 19,4%.

Особенно наблюдается увеличение свободных площадей в объектах регионального формата, где вакантность на ноябрь этого года достигла 26,7%. Этот показатель несколько меньше в объектах окружного формата и составляет 18,9%. А вот отсутствие в составе районных торговых центов крупноформатных универмагов и заметного количества российских брендов в прошлом сыграло таким ТЦ на руку и привело к заметно меньшей вакантности в 7,3%. В то время как в крупноформатных объектах в среднесрочной перспективе можно прогнозировать вероятность продолжения серьезных затруднений (отсутствие якорей, универмагов, операторов развлечений) при заполнении. Что, в свою очередь, спровоцирует новый виток переформатирования/трансформации галерей в большинстве объектов или даже сделает неизбежной необходимость реконцепции или реновации.

image | 2

В общем объеме, по данным аналитиков компании UTG, для торговой недвижимости Украины военных времен характерны:

1. Тотальный выход российских сетей и отсутствие достаточного количества альтернативных украинских или международных универмагов на освобождаемых площадях.

2. Закрытие до окончания военных действий международных операторов — Inditex, H&M, IKEA, M&S/Gap.

3. Негативное влияние последствий коронавируса и общий ограниченный ассортимент якорей усилился военными действиями — адреналиновые/семейные/интерактивные развлечения, кинотеатры, ДРЦ, крупноформатные фитнес-центры практически не функционируют.

4. Релокация национальных сетевых магазинов в безопасные регионы, попытки экспансии локальных (местных) сетей с востока страны в западные и центральные области. Этот процесс часто связан с необходимостью адаптации формата к уменьшенным площадям магазинов из-за низкой вакантности в «спокойных» регионах и отсутствия альтернативных площадок.

5. Оптимизация торговых сетей и количества действующих магазинов — сосредоточение только на доходных объектах, закрытие убыточных.

6. Замедление экспансии вплоть до полной остановки новых инвестиций в ряде регионов Украины.

7. Востребованность магазинов формата стрит-ритейл (из-за эпидемии коронавируса и безопасности во время боевых действий), постепенно сдающих позиции последние несколько лет.

8. Изменение портрета потребителя в регионах (обеспеченные жители уехали, приехали переселенцы), что часто вызывает несоответствие представленных брендов доходам населения.

Читайте также: Как торговые сети Украины работают в условиях постоянного отключения электроэнергии