Надежда Линская, ТРЦ DREAM: о переговорах с Inditex, новых арендаторах и влиянии тревог

Директор по маркетингу столичного ТРЦ DREAM Надежда Линская дала эксклюзивное интервью Украинскому Совету Торговых Центров. В нем менеджер рассказала о том, как торговый центр восстанавливал работу, как изменились предпочтения посетителей, пришлось ли перестраивать маркетинговые коммуникации и прочее.

Насколько можно понять по tenant-mix, одна часть ТРЦ имеет больше развлекательных и спортивных заведений, а вторая - магазинов. Отличалась ли их работа с началом вторжения, как именно?

Начнем с того, что ТРЦ DREAM (тогда еще Dream Town) открывался двумя очередями.

Первая часть ТРЦ (классический сбалансированный пул арендаторов) открыта в 2009 году, вторая - это широкий спектр товаров для дома, декора, магазины с товарами для детей, целый этаж занимал Аквапарк, открыта в 2011.

После начала реконцепта в 2019 году, tenant-mix был проанализирован, изменен и дополнен в обоих зданиях. Каждая из частей ТРЦ дополняет друг друга и имеет сбалансированный и широкий tenant-mix. В обеих частях есть торговая и развлекательная части. В рамках изменений в tenant-mix увеличилась часть магазинов (почти на 20%), детально проанализирована группа "Развлечения", и переформатирована.

По площади эта группа сократилась почти на 22% (в подавляющем большинстве за счет закрытия Аквапарка) и сейчас она занимает примерно 20% от tenant-mix, но расширили диапазон, то есть эта группа стала более разнообразной. Сократили сегмент быстрого питания (закрыли фуд-корт в DREAM yellow) и открыли кафе и рестораны, которые распределены по территории ТРЦ. Увеличили и расширили сегмент услуг.

foto trcz | 1

Поэтому в начале полномасштабной войны ТРЦ уже был с измененным tenant-mix, что позволило быстрее восстановить работу и получить стабильную положительную динамику в финансовых показателях и показателях посещаемости.

Работа обеих частей ТРЦ не отличалась, кроме первых месяцев полномасштабной войны. ТРЦ почти не закрывалсяпоскольку в обеих частях работали супермаркеты "Сильпо". Магазины fashion-галереи восстанавливали работу быстрее, чем магазины декора и товаров для дома по индивидуальным заказам.

Показатели посещаемости пока имеют тенденцию к росту и иногда превышают показатели "докарантинных" времен, несмотря на падение посещаемости ТРЦ на рынке торговой недвижимости с начала полномасштабной войны. Изменились факторы влияния на показатели, но и уменьшился "холостой" трафик, что положительно влияет на конверсию.

Как менялся трафик с начала полномасштабного вторжения и до сегодняшнего дня?

Трафик восстанавливался сначала медленно и без влияния сезонности, с колебаниями, которые не носили системный характер, и впоследствии вышел на стабильный прирост и сезонность. Первые 6 месяцев в DREAM berry восстановление показателей происходило медленнее, чем в DREAM yellow, но это связано с категорией товаров арендаторов в DREAM berry, которые открылись позже.

Из факторов влияния добавились воздушные тревоги и период отключений электроснабжения (в аналитике добавился пункт "продолжительность и количество воздушных тревог во время работы ТРЦ"). Воздушные тревоги влияли на отложенный спрос, то есть в следующий период после них процент посетителей увеличивался до среднего показателя. Поэтому в то время, когда количество атак было высоким, менялись дни недели по посещаемости. Так понедельник мог быть лучшим в показателях чем суббота.

Больше всего атак в 2022 во времена работы ТРЦ было в октябре и декабре 2022, меньше всего в сентябре 2022 и это также повлияло на изменения показателей посещаемости и конверсий.

1140h885 1 | 2
1140h885 | 3

А как менялось поведение посетителей (спрос, покупательная способность, насколько охотно сейчас посещают развлекательные заведения)

Изменилась целевая аудитория, поскольку с начала полномасштабной войны часть посетителей выехала за границу или в другие области Украины. И в то же время в Киеве появилась новая аудитория - ВПЛ, которые вынуждены адаптироваться к новым условиям.

Спрос с марта 2022 года менялся постоянно, восстанавливались различные категории товаров и услуг. Так, в отдельный период увеличился спрос на товары электроники и бытовой техники, на товары домашнего быта, мебель, текстиль, вне привычного коэффициента сезонности этих групп товаров.

Сейчас есть изменения сезонности именно по группам товаров. Можем отметить изменения в предпочтениях и потребностях. Еще больше вырос спрос на украинские бренды и товары украинского производства, покупки стали более взвешенными, с учетом потребностей.

В ТРЦ увеличилась конверсия, то есть посетители приходят уже со сформированными потребностями и за целевыми покупками, а не просто погулять и провести время.

Но несмотря на это развлечения восстановили спрос, потому что в Киеве, кроме семей ВПО, есть семьи с детьми, которые возвращаются в столицу и в Украину. Дети требуют больше внимания, а родители имеют необходимость отвлечь их от регулярных воздушных тревог. Некоторые остаются в Киеве на все лето и не имеют возможности отправить малышей на отдых за границу или в западные области, поэтому ТРЦ является местом для досуга.

dytyachyj festyval lita | 4

Удалось ли привлечь новых арендаторов за это время, если да - каких именно?

Да, безусловно, в DREAM yellow это: ULTRASHOP, I F G, ARGO, KAPTSOVA, SAMSUNG, ЦЕХ, FREESPORT, Fashion, ORIGA, Joma, БІНОКЛЬ, Cherry Berry, Чудовий подарунок, LUXAN, XRide Dtech, GREMIO GRILL Pull & Love, Мармеладний Джек, Золота Країна, BB CLUB brands store, CHICLY, Week, PONCHYKBOY та інші.

А у DREAM berry открылись: O!SOME, HS Atlas, КУХНИ Велес-С, MobiS, Mum's Mania, MIMIORIKI, ALL STARS dance centre, SAMSUNG, SNITE, ОАЗИС, Cherry Berry и COFFEELAT.

Как в целом изменились tenant-mix и вакантность?

К нам присоединились релоцированные бизнесы, увеличился процент украинских брендов и производителей. По сегментам - пока движемся по планам изменений в tenant-mix в рамках реконцепта. Вакантность ТРЦ на данный момент на уровне довоенного времени.

Меняли ли вы маркетинговые коммуникации в начале войны?

Если говорить о каналах - да, они сократились. Сейчас мы почти не используем наружную рекламу, усилили digital - активная коммуникация в соц-сетях, google и тому подобное. В B2B начали использовать новый формат коммуникации с арендаторами - в тг каналах и группах по отдельным направлениям.

Относительно коммуникаций в целом, начало полномасштабной изменило или повлияло почти на все сферы бизнеса и ТРЦ - не исключение. Сначала совсем отсутствовал эмоционально-развлекательный контент и сообщения носили сугубо информационный характер. Сейчас развлечения в подавляющем большинстве касаются детской тематики и направлены на аудиторию с детьми. Дети являются движущей силой в принятии решений о посещении ТРЦ. И в то же время, существенный процент сообщений - это стимулирование сбыта и информирование.

Чи ведете ви перемовини з міжнародними фешн-гігантами на кшталт Inditex чи H&M щодо повернення в Україну?

В постоянном процессе и делаем много для влияния на компании со стороны украинского девелопмента и со всесторонним привлечением рычагов влияния, в том числе и со стороны государства. Общаемся с коллегами по рынку, привлекаем ассоциации. Неоднократно присылали письма о возобновлении работы торговых точек этих компаний, делая упор на поддержке экономики Украины и социальной ответственности перед работниками. Гарик Корогодский лично инициирует и участвует в переговорах с этими компаниями.

1140h885 2 | 5
1140х885-(3)

Расскажите о своих благотворительных инициативах

Они были и до начала полномасштабной войны, а с февраля 2022-го расширилось сотрудничество как с фондами, так и с личными запросами. Некоторые пока не обнародуются, как говорится - не ко времени.

Еще до февраля 2022-го команда DREAM сотрудничала с БФ "Жизнелюб", сейчас сфера деятельности фонда существенно расширилась. Он помогает не только пожилым людям, но и доставляет гуманитарные грузы в прифронтовые населенные пункты и на деоккупированные территории, открыл центр поддержки переселенцев в Киеве. Так что сейчас мы в активном сотрудничестве.

Важно, что многие арендаторы не стояли в стороне, а быстро откликнулись о помощи.

Помощь ТРЦ DREAM является не только материальной, команда приобщается к созданию проектов, помощи в организации мероприятий, и в операционной работе фондов.

Сфера очень широкая - большинство проектов направлены на поддержку детей, ВПЛ и семей военных. Например, можно посетить каток бесплатно. Вместе с кинотеатром и Оболонской РГА организовывали бесплатные сеансы для детей. Важно, что проекты, которые были до начала полномасштабной продолжают работу. Так, восстанавливаем проект SkinSkan. Информацию о большинстве проектов публикуем на сайте ТРЦ и в социальных сетях.

dytyachyj festyval lita1 | 6

Какой момент в работе был самым тяжелым?

Как маркетолога - адаптация тактики маркетинга к быстрым изменениям в условиях войны, понимание целевой аудитории, которая сейчас стала еще шире по целевым группам и потребностям. Продолжать работу над реконцептом ТРЦ, теперь это новый план с учетом необходимых в настоящее время изменений.

Как управляющего менеджера - вернуться к более системному управлению. Поясню, в начале полномасштабной войны DREAM был закрыт на короткое время, поскольку в ТРЦ работает два супермаркета "Сильпо", которые и продолжали работать, в апреле начали восстанавливать работу другие магазины. Все происходило постепенно. Каждый оценивал ресурсы для запуска и риски.

На тот момент общение с каждым было личным и потребности у каждого были разные. Почти со всеми руководители направлений общались лично и в том формате, в котором арендаторам было удобно. То есть корпоративная переписка и другие официальные каналы использовали при необходимости.

Читайте также: Засновник конкурсу Central & Eastern European Real Estate Quality Awards неочікувано приїхав в Україну

Ручне керування на той час було максимально ефективне й зручне. Наразі вся команда працює в робочому режимі, майже всі орендарі відкриті (окрім H&M та брендів групи Inditex) і ми намагаємось повернутись до системної роботи з орендарями.

Это не значит, что мы вернулись к бюрократии, мы пересмотрели некоторые процессы, сократили время принятия решений, но распределение по направлениям специалистов осталось. Открыли чаты и каналы общения с арендаторами по направлениям "Безопасность", "Маркетинг". И в то же время просим партнеров и арендаторов работать со специалистами по профильному направлению. Этому есть объяснение - если все 400 арендаторов позвонят одновременно одному человеку, то телефон не выдержит и ответ никто не получит.

Какие планы имеете на ближайший год?

Продолжить работу над реконцептом ТРЦ, усилить tenant-mix, конечно улучшение коммерческих показателей и привлекательности торгового центра для посетителей.