Никита Панин, "Аракс". Не все партнеры-арендаторы смогли пережить самый кризисный период
Управляющий директор сети мебельных центров "Аракс" Никита Панин в эксклюзивном интервью Украинскому Совету Торговых Центров рассказал об изменениях в работе ТЦ, арендаторах, среднем чеке и т.д.
Как изменилась работа сети с началом войны, прекращалась ли работа?
В связи с активными боевыми действиями в феврале-апреле прошлого года почти все торговые центры, в том числе те, что в Киеве, были вынуждены закрыться. Но уже в апреле 2022 года власти Украины начали призывать украинские бизнесы, по возможности, возобновлять свою работу. Поэтому некоторые объекты постепенно возобновляли свою работу в ограниченном или полноценном режиме.
Управляющая компания сети ТЦ "Аракс" делала все возможное для постепенного возобновления работы своих торговых центров. И уже с конца апреля два ТЦ "Аракс" были открыты для посещения в незначительно сокращенном режиме – до 6 часов вечера. Постепенно продолжительность работы увеличивалась, и сегодня мы вернулись к довоенному графику.
Однако, если говорить о приостановлении деятельности, следует учитывать также и периоды воздушных тревог, когда ТЦ вынужден закрываться. В Киеве время работы магазинов значительно сокращалось из-за регулярных воздушных тревог, когда персонал и посетители вынуждены были закрывать магазины и переходить к укрытию. К примеру, у нас все посетители и персонал спускаются в специально оборудованное и сертифицированное укрытие, которое было создано и зарегистрировано нами в конце лета 2022 года.
Осенью вся Украина столкнулась с новой проблемой – энергетическим кризисом. Поэтому во время периодов отключения электроснабжения наш первый ТЦ "Аракс" испытывал трудности, тогда как второй ТЦ "Аракс" в Ходосовке, не испытывал таких проблем благодаря мощному генератору.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу другого ТЦ на Кольцевой дороге и предоставить посетителям возможность находиться в нашем центре при отключении электроснабжения, мы приобрели генератор и для него. Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что мы сделали все возможное, чтобы оба наших ТЦ продолжали работать. Тем самым, учитывая потребности наших посетителей и партнеров-арендаторов, было сделано все, чтобы обеспечить комфортное и безопасное пространство для покупок в обоих ТЦ. А главное – мы сохранили большинство рабочих мест как для нашей компании, так и для наших партнеров-арендаторов.
Як змінився пул орендарів за цей час? Чи вдається залучати нових ритейлерів?
Если посмотреть статистику, то сейчас в двух ТЦ в целом работает 126 магазинов. К сожалению, должен отметить, что их количество уменьшилось, поскольку до войны это количество составляло чуть более 150. Не все партнеры-арендаторы смогли пережить наиболее кризисный период, некоторые значительно пострадали от боевых действий.
На это повлияли как непосредственные потери складов или производств, так и изменение циклов поставки материалов и дистрибьюторских товаров из-за границы.
А некоторым просто не удалось подстроиться под новые реалии и они были вынуждены прекратить свой бизнес. К примеру, так произошло с ТМ «Территория сна», офис и производство этой компании находился в Днепре. Также на текущий момент часть наших партнеров в связи с выездом персонала за границу и в другие города вынуждена отказаться от физических точек продаж. Но мы продолжаем поддерживать с ними контакт и надеемся на скорейшее возобновление работы с ними.
В то же время у нас появляются и новые арендаторы, например магазин "Железо", который переехал к нам из Николаева.
Как изменилось количество посетителей в связи с миграцией населения?
К сожалению, в феврале и марте в окрестностях Киева продолжались активные боевые действия, именно тогда большая часть людей уехала за границу или в другие, более спокойные регионы. Однако уже с мая люди начали постепенно возвращаться домой.
Город стал понемногу оживать, и мы уверенно возобновляли свою работу. И по прогнозам, уже в октябре должны были выйти на довоенные показатели в количестве посещений, но энергетический кризис внес туда свои коррективы.
Поэтому война значительно отразилась на посещаемости ТЦ. Так, по сравнению с 2021 годом, прошлый год мы "закрыли" с показателем в -45% по посещаемости. Причем после весеннего периода, сложными в этом плане были ноябрь и декабрь 2022 года, когда мы зафиксировали снижение количества посетителей до 60%. Однако антирекорд установил январь текущего года во время самых продолжительных отключений света и многочисленных тревог, когда в ТЦ приходило на 65% меньше покупателей, чем раньше.
На сегодняшний день, начиная с февраля 2023 года, трафик постепенно восстанавливается: ежемесячно отмечается рост количества посетителей на 10-20% по сравнению с предыдущим месяцем.
Прежде всего, это связано с тем, что в Украину начали возвращаться покупатели, относящиеся к категории "средний" и "вип" уровней. Это подтверждается как наблюдениями за наличием разного класса автомобилей в городе, так и заказами в обоих наших ТЦ. Также вселяет оптимизм постепенное возвращение платежеспособной части населения, что в свою очередь отражается на восстановлении покупательной способности.
Изменилось ли отношение и лояльность посетителей к торговому центру, средний чек?
Да, изменения есть. К примеру, еще несколько лет назад "Аракс" запустил свой маркетплейс - https://araks.ua/. Но если раньше люди мало использовали этот ресурс, то начиная с 2022 года многие покупатели начали выбирать наш сайт для общения с ТЦ. Также появилось достаточно много онлайн-заказов или некоторые покупатели делают предварительный выбор товаров онлайн с последующим приездом в торговый центр.
Кроме того, если говорить о лояльности, конечно, она изменилась. Люди стали жить и планировать свои покупки по-другому, изменилось отношение к деньгам. Так, если раньше наши покупатели могли спокойно ждать товар два-три месяца, то сегодня отдается предпочтение товару в наличии.
Какие планы у Вас на этот год? Ожидаете ли новые открытия?
Мы, как и весь столичный регион, стараемся всеми силами вернуться в ритм мирной жизни, насколько это возможно в условиях войны. Уже зрительно можно заметить, как на дорогах увеличивается количество автомобилей, люди возвращаются домой. Все хотят, чтобы война поскорее закончилась и можно было бы заняться хозяйством и делами.
Читайте также: Татьяна Чубак: "Подоляны" об усилении tenant-mix, изменениях трафика и поддержке переселенцев
В свою очередь мы понимаем, что от нашей работы зависит жизнь многих людей: персонала ТЦ, продавцов и работников на предприятиях наших арендаторов и партнеров. Сейчас все, кто может, работают, другие ищут работников, новые смыслы жизни и адаптируются к новым вызовам. Потому управляющая компания сети "Аракс" продолжает работать, чтобы обеспечить качественную работу своих ТЦ.