Максим Гаврюшин, Глава УСТЦ: Вернутся ли западные бренды в Украину
Что происходит в украинском ритейле, как рухнули продажи торговых центров и когда ожидается возобновление работы известных международных брендов. Об этом РБК-Украина рассказал Глава Украинского Совета Торговых центров (УСТЦ) Максим Гаврюшин.
Российская военная агрессия нанесла ощутимый удар по украинской розничной торговле. Согласно результатам совместного исследования УСТЦ и Ассоциации ритейлеров Украины за первые два месяца боевых действий потери розничных сетей страны превысили 50 млрд. гривен.
И это лишь прямые убытки в результате разрушения торговых точек и потери товара. Без учета недополученной прибыли, объемы которой продолжают расти в условиях продолжения войны и оккупации части украинских территорий.
В разрезе товарных групп больше всего пострадали продовольственные сети. Они оценивают свой суммарный ущерб в 30 млрд. гривен. Потери fashion-ритейлеров составили 5,8 млрд. гривен, а магазинов бытовой техники и электроники – 3,6 млрд. гривен.
В то же время товарооборот продуктовых операторов сократился гораздо меньше, чем в других сегментах торговли. Если FMCG ритейлеры в первые два месяца войны потеряли менее 50% продаж, то реализация в магазинах бытовой техники и электроники сократилась на 74%, у fashion-ритейлеров – на 83%, а в ювелирном сегменте – на 89%. Также очень сильно упали показатели работы операторов развлечений и общественного питания. В апреле они заявляли, что их обороты составляют всего 10-15% от довоенных.
Из-за войны до конца апреля в Украине работало лишь около 70% от общего количества магазинов. При этом пятая часть торговых сетей не работала в целом. Значительная часть закрывшихся ритейлеров — международные торговые операторы.
Среди наиболее именитых брендов, приостановивших работу в Украине, можно выделить американскую сеть общепита McDonalds, испанскую fashion-группу Inditex (Zara, Bershka, Massimo Dutti, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius), польскую LPP (Cropp, Sinsay, House, Mohito, Reserved), шведские H&M и IKEA.
Впрочем, о полной остановке международных сетей пока речь не идет. Напротив, еще не открывшиеся планируют сделать это в ближайшее время. А другие ждут окончания активной фазы боевых действий. Полностью остановили свою работу в Украине только российские сети.
Важно, что государство декларирует поддержку иностранным компаниям, еще не возобновившим работу. Однако главным фактором возобновления деятельности предприятий все же безопасность, которую пока гарантировать сложно.
К тому же корпоративные правила многих западных компаний не позволяют работать в условиях, когда в стране ведется война. Безопасность работников для них является приоритетом. Поэтому украинским коллегам очень сложно убедить западный офис получить разрешение на открытие магазина даже относительно спокойных городов.
Но такая работа постоянно ведется, и я думаю, что летом мы увидим возобновление работы многих крупных игроков в западных регионах, Киеве и Центральной Украине.
Среди них может быть и McDonalds, возвращения которого украинцы ждут с особым энтузиазмом. Все же за годы работы в стране этому бренду удалось добиться действительно высокого уровня лояльности. Да и чисто психологически McDonalds является своеобразным символом счастливой довоенной жизни.
Неудивительно, что к решению вопроса о возобновлении его работы присоединилось даже Министерство иностранных дел. Как недавно заявил глава ведомства Дмитрий Кулеба, МИД не только установил связь с украинским офисом и штаб-квартирой McDonald's в США, но и поднял вопрос открытия ресторанов в официальных контактах с правительством США, добавив, что процесс возобновления их работы уже двигается.
В то же время, не исключено, что прекращение работы зарубежных компаний может способствовать укреплению рынка украинских брендов. Они могут совершить качественный скачок на волне роста патриотических настроений.
Похожие тенденции наблюдались в 2015-2016 годах, когда на рынке появились или увеличили свою долю такие украинские бренды одежды, как VOVK, Must Have, Goldi, a.Tan и другие.
Тем более что сейчас, после окончательного ухода российских операторов, в успешных торговых центрах начинают появляться качественные торговые площади, спрос на которые по объективным причинам невелик. Этим уже сейчас пытаются использовать некоторые украинские бренды. И они действительно могут в этом добиться успеха.