Максим Гаврюшин, Budhouse Group: Что ждет торговые центры в ближайшем будущем?
На RAU Summit 2021 выступил глава УСТЦ и операционный директор компании Budhouse Group Максим Гаврюшин, который рассказал о влиянии онлайн на торговые центры и ритейл в период пандемии.
3-4 года назад активно обсуждалась тема влияния онлайна на физическую торговлю. Поводом для этого послужило огромное количество банкротств, в первую очередь в США, где массово закрывались торговые центры.
В качестве примера стоит взять Америку, потому что это самый насыщенный рынок в плане как физического, так и онлайн ритейла, который быстро реагирует на любые изменения.
В этом году о банкротстве заявили множество крупных компаний, таких как Lord&Taylor, Brooks Brothers и JCPenney. Говорят и о том, что есть предпосылки закрытию еще 1000 торговых центров на территории Соединенных Штатов.
На этом фоне очень активно развивается онлайн. В США за последний год его доля выросла с 12% до 16% в объеме розничных продаж. И это все говорит не в пользу физического ритейла. Что же на самом деле происходит в Соединенных Штатах и что у нас?
Есть ли жизнь после COVID-19?
Мы провели опрос более 200 украинских ритейлеров, которые представляют более 9 000 магазинов. Кроме того, были использованы опросы посетителей наших торговых центров. Также были задействованы данные международных исследовательских компаний, таких как Международный Совет Торговых Центров (ICSC) и IHL Group, которые профессионально занимаются изучением тенденций на рынке.
Миф 1. Торговые центры умирают
После многочисленных локдаунов в нашей стране и по всему миру, начали говорить о массовом закрытии ТРЦ, например, о том, что в США планируют закрыть около 1000 торговых центров.
Для начала необходимо разобраться что из себя представляет рынок США. Если в Украине работает чуть более 300 торговых центров, то в Соединенных Штатах – более 35 000. Следовательно, насыщенность рынка США в 20 раз выше, чем в Украине. Для того, чтоб Украине догнать США по насыщенности, при условии, что строиться ТРЦ будут так же, как и в 2021, потребуется 300 (!) лет.
Получается, 1000 торговых центров – это всего лишь 3% от всего объема рынка торговой недвижимости США. Даже если еще 3% закроется, глобально на рынок это не повлияет. Если перевести на украинские реалии – в Украине это означало б закрытие 9 торговых центров. На нашем рынке это никак бы не отразилось.
А действующие торговые центры в Штатах демонстрируют достаточно стабильные показатели. В 2020 году оборот составил 2,2 трлн долларов – примерно столько же, как и в 2019, несмотря на все локдауны. Заполняемость также остается стабильной – на уровне 90%.
Более того, в 2021 году количество торговых центров в США увеличилось на 42 (появилось 1,5 млн кв. м новых площадей).
В Украине также есть закрытые торговые центры, но в общем объеме это несущественная доля – 4%. Интересно, что COVID-19 на это никак не повлиял, все ТРЦ закрылись еще до начала пандемии. В основном такие торговые центры находятся в небольших городах, где уровень конкуренции достаточно высокий. То есть, главной причиной закрытия является большая конкуренция, а не COVID-19.
В 2021 году количество торговых центров в стране увеличилось на 5, прибавилось 300 тыс. GLA.
Миф 2. Ритейлеры перестали развиваться и массово закрываются
Что касаемо американского опыта, в 2020 году количество закрытых магазинов в 2 раза превысило количество открытых. Но уже в 2021 году тенденция поменялась – больше физического ритейла открывалось, чем закрывалось. На один закрытый магазин пришлось 2,2 открытых.
Если в 2017-2018 годы компании показывали прирост 8, 5 тыс. магазинов, то в 2020-2021 баланс был отрицательным – закрылись 2,2 тыс. магазинов. При этом, 67% закрытых магазинов представлены всего лишь 16 ритейлерами, а это 2% от опрошенных. Такая статистика говорит о том, что проблема есть не в целом у рынка, а у определенных ритейлеров, которые не сумели приспособиться к новым реалиям.
Точно такое же исследование мы провели в Украине, опросив 200 компаний. Учитывая масштабы, такой выборки вполне достаточно для того, чтобы понять срез по рынку.
В Украине ситуация оказалась еще более благоприятной. За последние годы ни разу количество закрытых магазинов не превысило количество открытых. Небольшой провал в динамике был в 2020 году, но в целом за пандемию сети прирастили свое количество магазинов более, чем на 1000.
В среднем по рынку за пандемию у наших розничных операторов прирост составил 13%.
На 2022 год у наших арендаторов планы еще более оптимистичные. Если за период пандемии на один закрытый магазин приходилось 3,3 открытых, то в следующем году украинские ритейлеры на один закрытый магазин планируют открыть 8.
Как известно, ресторанная отрасль в время пандемии пострадала больше всего, но тем не менее динамика развития этих сетей также положительная. Даже в период локдаунов на каждую закрытую точку приходилось 5 открытых. Это даже выше, чем в среднем по ритейлерам. В 2022 году они планируют развиваться еще более активно, и на каждую закрытую точку планируется 17 открытых.
Статистика открытых/закрытых магазинов выглядит следующим образом:
- 56% – сети, открывающие магазины;
- 16% – сети, которые планируют закрыть магазины или закрывали во время карантинных ограничений.
Ситуация с магазинами, которые закрываются похожа на ту, что и в США – 8% опрошенных ритейлеров составляют 63% всех закрытых магазинов во время пандемии.
Наименее активно развивается сегмент одежды и обуви, который в торговых центрах составляет основной спрос. Если такая тенденция будет продолжатся, в будущем это может повлиять на структуру спроса на торговые площади и даже на внутренний вид торговых центров.
Миф 3. Онлайн заменяет магазины – навсегда изменились привычки людей
72% розничных компаний уже имеют свои интернет-магазины. Но доля продаж остается небольшой – порядка 11%. Притом более, чем треть опрошенных имеют минимальную долю онлайн продаж – до 5% в общем объеме продаж в Украине.
Что касаемо посетителей торговых центров, то официальная статистика в этом году показывает рост онлайн продаж на 40%. Но доля продаж все равно еще не превышает 2% от официального розничного товарооборота.
Благодаря данным опросов посетителей наших торговых центров в разных городах на протяжении нескольких лет можно проследить как изменяется частота и сумма онлайн покупок.
Наибольшие изменения произошли в 2019 году еще до пандемии. В период пандемии какого-то большого скачка или изменения сумы покупок не наблюдалось.
В разрезе различных товарных групп можно увидеть изменения – интерес к покупкам продуктов питания вырос. Касаемо одежды, обуви и других товаров он остался таким же.
А вот что действительно изменилось и что чувствуется – это то, что способ покупки в социальных сетях стал более интересен нашим посетителям. Если до пандемии он был 13%, то после пандемии – 19%.
Вопрос на миллиард: магазины, онлайн или оба канала?
Торговые сети, которые используют и онлайн, и офлайн – растут, а сети, которые используют только один канал – сокращаются. Это говорит о том, что потребители выбирают многоканальный способ поиска и покупки товаров.
Поэтому в ближайшее время торговым центрам ничего не угрожает кроме самих торговых центров. Только конкуренция на рынке может привести к снижению показателей и закрытию объекта.