LED-ленты, временные слоты и интерактивные тележки: как работает первый DarkStore от VARUS

Недавно украинская сеть супермаркетов VARUS запустила собственный DarkStore в столице. Это бизнес без физического места для посещения клиентом, который предусматривает контакт через интернет и использование доставки.

Ритейлер внедрил амбициозный проект автоматизации складского учета, который должен удовлетворить все прихоти современного потребителя. О том, как работает первый DarkStore сети, что изменилось с его открытием и что планируется дальше, журналисту Retailers рассказал руководитель операционного управления компании Денис Кириченко.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из разговора.

Почему VARUS решил открыть DarkStorе?

Раньше заказы через сайт получал супермаркет, который был ближайшим к клиенту, там собирали заказ и отправляли по адресу. 

Поработав таким образом несколько лет, в сети поняли, что есть очень часто повторяющиеся проблемы и надо их решить. 

Это были проблемы неоцифрованности и ненахождения остатков. То есть мы не знали, товар уже успели выпустить на полку, чтобы наш пикер забрал его оттуда, или его успели списать. Мы не знали сроки годности этого товара. Поэтому было очень много ручной работы и много кейсов, когда мы звонили клиенту и говорили: "Извините, товара нет в наличии, товар надо заменить", и предлагали альтернативу. Это и есть основная причина, почему мы пошли в DarkStorе, - говорит Кириченко.

Теперь заказы собирают быстрее, поскольку в DarkStorе собирают одновременно четыре заказа, используя тележку на шесть корзин (одна корзина - один заказ).

Тележка обеспечивает необходимую эффективность для того, чтобы собирать несколько заказов. 

Затем компания провела исследование относительно количества корзин на одной тележке и сократила количество с 6 до 4. Такая тележка очень компактна и позволяет свободно двигаться по складу и параллельно собирать четыре заказа. 

Весь процесс поиска пикером (человек, собирающий заказ) необходимой позиции реализован через LED-ленты. LED-лента подсвечивается и показывает пикеру куда положить товар и откуда взять.

imgonline com ua resize wjyznq0s9xjz4 1 | 1

Как пикер получает и собирает заказы?

Varus доставляет в 20-минутные слоты. Клиент, заходя на сайт, видит доступные слоты, на которые может утвердить заказ. А после того, как он создан, информация приходит на Darkstore.

У Darkstore есть определенный промежуток времени, чтобы этот заказ собрать. Он выпадает на тележку, где есть монитор, который информирует о невыполненных задачах на этот день. К тому же, тележка сама строит маршрут для того, чтобы максимально эффективно собрать товары в заказ, покрывая всю площадь Darkstore.

Могут быть 4 вида операции:

  • прием товара;
  • размещение после приема на полке;
  • сбор заказа;
  • инвентаризация. 

Это фактически система построения маршрута. У нас получается система знает где хранятся товары и она управляет Darkstore-ом и строит маршрут с учетом того, что есть категории, которые должны храниться отдельно. Отдельно будет упакован сухой товар, как, например, шоколад, и вода. То есть то, что не требует температурного контроля. Отдельно будет упаковано то, что надо хранить в холодильнике, потому что оно будет ждать, пока придет курьер к холодильнику, - рассказывает Денис Кириченко.

photo 2023 08 28 11 38 26 | 2

Структура системы

Система имеет несколько уровней - стеллажи, которые раскрашены по зонам, на каждом стеллаже есть полки, которые разделены на ячейки. 

То есть самый маленький слот на складе - это ячейка, в который находится один вид товара.

Каждый стеллаж - это отдельное место, а на каждом стеллаже есть отдельная полка с LED-лентой, которая тоже является отдельным местом. И внутри каждой полки есть N-ячеек, согласно количеству SKU [номенклатурные позиции на складе], которые хранятся на этой полке, и система знает, сколько LED-лент нужно засветить для того, чтобы пикер забрал тот или иной товар.

Во избежание ошибок есть весовой контроль. Система знает вес каждого товара, который нужно собрать и рассчитывает, правильно ли собрана корзина.

После того, как пикер собрал все по маршруту, он начинает двигаться на выдачу, где расфасовывается товар и раскладывается по местам хранения, где будет находиться до приезда курьера.

В каждом месте хранения есть свой код. Он сканируется, когда пикер кладет готовый заказ на полку.  Курьер заходит только в зону выдачи и не перемещается по DarkStore. Он называет свой номер телефона и по нему работники DarkStore выдают ему все необходимые заказы.

Для выдачи заказов есть четыре слота в день: 9 утра, 12 дня, 15 часов дня, и 18 вечера.

Сейчас, до конца года мы хотим выйти на показатель не менее 144 заказов в день, и мы это спокойно будем делать. Если мы говорим о дальнейшем масштабировании, конечно, что у каждого маркета будет ресурс.

varus darkstor2 | 3

Процесс получения клиентом заказа

Время от заказа до его получения клиентом зависит от того, какой слот выбирает человек.

Минимальное время от точки согласия до точки доставки составляет 110 минут. Заказы собираются под каждый слот, например если выдача в 9 утра, в это время курьеры забирают все заказы и в 9.30 уже начало первого клиентского слота.

Мы рассчитываем загрузку так, чтобы строить маршруты для курьера. У нас есть отдельная система, строящая маршруты для курьеров, считая количество заказов, адреса доставки и т.д, - объясняет он.

В будущем Varus планирует расширяться на рынке и "приучать" клиентов к системе заказа по слотам. Также изменения может претерпеть концепция, поскольку первый Darkstore работал в тестовом режиме.

Раньше мы доставляли из магазинов, и предлагали разное количество слотов в зависимости от того, к какому из них привязался клиент. Слоты могут быть доступны разные. Сейчас мы увидели, что можно сделать в Darkstore – мы изменили подход, за счет этого у клиента будет возможность всегда заказать 20-минутные слоты, и только. В зависимости от гружености на слот, он может быть либо бесплатным, либо нет. И это всегда будет доставка в эти же 20 минут, без лимита по весу. То есть человек может заказать до 50 кг и всегда будет доступен слот, который будет доступен для 10 кг, для 5 кг, для 1 кг. Мы клиента не лимитируем и не будем лимитировать, – объяснил Кириченко.

Компания рассчитывает в основном на доставку именно больших по весу и объемам заказов. Минимальный чек для бесплатной доставки составляет сейчас 500 грн.

Работа курьеров

Ритейлер гарантирует клиентам доставку в 20-минутные слоты. Для этого у VARUS есть собственный курьерский ресурс.

На одного курьера рассчитывают около 9 заказов. В середине слота каждый клиент имеет определенные 20 минут, в которые осуществляется доставка.

Читайте также: Как кассы самообслуживания изменили поведение покупателей - опыт "Таврия В"

Заказы всегда планируются на одну зону, на данный момент покрытие доставки – весь правый берег.

Сейчас своевременность доставки составляет 95%, иногда курьеры даже приезжают раньше.

Retailers