Константин Олейник, UTG: уровень вакантности в ТРЦ Киева может достичь 17% к концу 2024-го

При существующем уровне доходов и расходов, к концу 2024 года уровень вакантности в киевских ТРЦ может достичь 17%.

Об этом рассказал руководитель Департамента стратегического консалтинга компании UTG Константин Олейник. УСТЦ предлагает самое интересное из его комментария.

Что приведет к росту вакантности?

По данным исследования UTG, уровень вакантности ТРЦ в Киеве снизился с 16,5% на конец 2022 до 14,7% на конец первого полугодия этого года.

С учетом магазинов международных брендов, которые приостановили работу в Украине, простаивает 21,1% площадей, до начала полномасштабной войны свободными были 10,3% площадей.

screenshot 2 | 1

С учетом текущего уровня доходов населения платежеспособный спрос способен обеспечить успешное функционирование для 2 млн 313 тыс. кв. м торговых площадей. В то время как на август 2023 года в Киеве уже функционируют 2 млн 457 тыс. кв. м. Запуск в эксплуатацию до конца 2024 года задекларированных проектов общей площадью более 250 тыс. кв. м еще больше приблизит профицит торговых площадей и стимулирует постепенное перераспределение потребительских потоков между объектами. Все это приведет к росту вакантности до 17% и коррекции ставок аренды в сторону снижения, - отметил Константин Олейник.

screenshot 1 1 | 2

Сложности с наполнением ТРЦ

В 2023-2024 годах свое открытие в столице декларируют следующие ТРЦ:

  • White Lines (28 тыс. кв. м);
  • New Ray (34,5 тыс. кв. м);
  • April Mall (36,5 тыс. кв. м);
  • BalticSky (20 тыс. кв. м);
  • Ocean Mall (GLA - 110 тыс. кв. м);
  • Lukiyanivka (47 тыс. кв. м) и другие объекты.

По словам эксперта, в ситуации насыщения рынка любое открытие нового крупноформатного торгового центра влияет на показатель среднерыночной вакантности и затрудняет привлечение арендаторов, на фоне ограниченного выбора активных ритейлеров.

Олейник отмечает, что девелоперы уже столкнулись с огромным количеством сложностей, среди которых:

  • тотальный выход российских сетей;
  • отсутствие достаточного количества альтернативных международных универмагов на освободившихся площадях;
  • закриття великоформатних міжнародних операторів до закінчення воєнних дій (Inditex, H&M, IKEA, M&S, GAP);
  • неопределенность в восстановлении полноценной работы операторов развлечений (фитнес-центров, кинотеатров, детских развлекательных центров, боулингов, заведений питания).

screenshot 3 | 3

По прогнозам аналитиков UTG, в среднесрочной перспективе существует большая вероятность возникновения серьезных трудностей при заполнении крупноформатных объектов. Эти тенденции приведут к вынужденной модернизации, редевелопменту и реконцепции существующих объектов.

Читайте также: Повышение цен на электроэнергию: как украинские ТРЦ и ритейл работают в условиях новых тарифов

Эксперт напомнил, что ряд девелоперов начал или завершил комплексную модернизацию своих проектов еще до полномасштабного вторжения. Сюда можно отнести: "Караван", "ЦУМ", "Метроград", "Метрополис", "Квадрат Лукьяновка", Cosmo Multimall, Gorodok Gallery, "Магелан", "Глобус", "Мармелад", Dream Town, Silver Breeze и InSilver.

Этот тренд, по мнению Константина Олейника, этот тренд будет продолжаться, "включая экстремальные решения".

"Интерфакс-Украина"