Конкурируют с западными брендами. Топ-10 крупнейших производителей одежды и обуви в Украине (исследование)
Сегодня украинская легкая промышленность делает ставку на производство для военных и продажи за границу, однако из-за наплыва товаров из Азии и возвращения западных масс-маркет брендов, часто проигрывает конкуренцию на внутреннем fashion-рынке.
Об этом говорится в совместном исследовании Офиса по развитию предпринимательства и экспорта, агентства Fama, "Дія.Бізнес" и ассоциации "Укрлегпром". Forbes делится основными тезисами отчета.
Так, в 2023 году количество производителей легпрома выросло на 22%.
Сейчас в Украине более 19 700 производителей одежды, обуви, текстильных и кожаных изделий, 72% из которых - ФОПы и лишь 1% - крупные предприятия, - говорится в исследовании.
Их совокупный доход по результатам прошлого года снизился на 13%, до 47,1 млрд грн. Наибольшая доля принадлежит производителям одежды, а именно 23 млрд грн.
Влияние войны на отрасль
Несмотря на полномасштабную войну количество операторов легкой промышленности стремительно увеличивается во всех регионах.
Наибольшие потери операторов (-11%) в 2022 году понесла Херсонская область, а в 2023 году их количество выросло на 25%.
Наибольшее количество из 19 700 зарегистрированных операторов работает в столице - 14%. Второе место занимает Харьковская область - 13%, третье - Львовская - 8%.
Многие предприятия с началом вторжения переориентировались на пошив одежды для силовых структур. Части из них это помогло удержаться на плаву.
60% компаний из десятки по выручке составляют производители спецодежды или обуви: военной, медицинской, тактической. При этом большинство из них даже не имеют более одной торговой марки.
За последние 2,5 года отрасль легпрома столкнулась со значительным оттоком квалифицированных кадров за границу. Уехало много женщин-специалистов: швеи, раскройщицы, проектировщицы.
На предприятиях преобладают работники старшего возраста. Молодежь не выбирает эти профессии из-за низкой престижности, отмечают авторы исследования.
Тотальная импортозависимость
Обеспеченность производителей украинскими материалами составляет 10–15%, остальные продукты импортируются из-за рубежа.
Заказывают украинские предприятия искусственную ткань (полиэфир, полиамид, полиэстер), ткань "нового поколения" (флис, мембранную ткань), натуральное сырье, нитки для машинного вышивания, фурнитуру.
Такая зависимость от иностранных компонентов увеличивает себестоимость изготовления, ведь туда добавляются перевозки и растаможка сырья.
Лидер импорта - Китай, из КНР ввозят 34% всего товара на сумму 1 млрд. долл. Около 17% импорта приходится на Турцию (543 млн долл.). Также среди импортеров Польша, Германия, Италия и Великобритания, а в 2023 году на этой карте появилась и Мьянма.
Обувь из натуральной кожи и из текстильных материалов Украина обычно покупает в азиатских странах. На Китай приходится 40% импорта обуви из кожи и 57% - из текстиля.
Также в Азии закупают мужскую одежду: костюмы, пиджаки, брюки, свитера, джемперы, которые завозят из Турции, Китая, Бангладеш, Пакистана и Вьетнама. Кроме того, из КНР привозят 70% всего импорта чемоданов, сумок, футляров и других аналогичных изделий.
Авторы исследования отмечают, что украинский продукт часто дешевле продукции западного массмаркета, однако потребители до сих пор отдают предпочтение импортным брендам, в том числе H&M.
Эксперты связывают это с попыткой украинцев нарядиться в известные иностранные бренды с положительным имиджем и недоверием к национальному производителю.
Проблемы логистики
Текущие проблемы удлиняют логистику в несколько раз, если раньше весь импорт приходил через порты в Одессе, теперь производители вынуждены транспортировать товары наземным транспортом через посредников в Польше.
Усложняется также процесс закупок сырья, поскольку представители компаний не могут выезжать из страны для осмотра товара.
Экспорт украинских товаров легпрома в шесть раз проигрывает импорту, за два года полномасштабной войны он упал более чем на 70% – до 484 млн долларов.
Основным потребителем остается Европа, которая на конец 2023 года получала 84% от всего экспорта отрасли.
Шесть из 10 основных экспортируемых товаров являются сырьем. Готовых товаров только четыре, из них наибольшим спросом пользуется одежда для женщин и мешки.
Костюмы, платья, жакеты, юбки и другую одежду для женщин или девочек с долей 9% от всего экспорта украинцы продают на сумму 33,3 млн. долларов. Эти товары покупают Польша, Франция, Великобритания, Великобритания, Румыния и Германия.
Перспективные товары для экспорта
Среди таких в исследовании отмечают military-продукцию и спецодежду для силовых структур. Одна из предпосылок - наличие опыта изготовления этой группы товаров.
Читайте также: Привлечь ритейлеров и почту. НБУ хочет облегчить предоставление банковских услуг в некоторых регионах
Также упоминают о перспективах экспорта пижам, домашней одежды, чулочных изделий, свадебных и вечерних платьев.
Популярные записи и страницы
- Новости - Украинский Совет Торговых Центров
- В ТЦ Олди в Житомире откроется магазин Sinsay
- Zara вернулась. Как возобновление работы Inditex восприняли разные игроки украинского рынка
- Украинский Совет Торговых Центров
- Украинцы все чаще выбирают качественный текстиль местных производителей (исследование)
- В ТРЦ City Center открылись новые магазины международных сетей New Balance и Diverse
- Привлекают студентов и женщин. Из-за войны строительная отрасль Украины страдает от кадрового голода
- Компании Esprit подали заявления о банкротстве
- У Європі з'явиться перший магазин "міської мобільності" - що це
- В "АТБ" прокоментували бронювання працівників від мобілізації