Конкуренты "АТБ". Почему всеукраинские ритейлеры начали открывать сети дискаунтеров

Сеть OnePrice в середине января открыла свой первый продовольственный магазин в формате "жесткий дискаунтер" в Виннице. Ритейлер планирует запустить еще 20 подобных магазинов до конца 2024 года.

Перед этим формат дискаунтера для себя открыли Novus с проектом "Хапайка" и "Таврия В" с сетью "Пюре". Почему сети так активно заходят в низкий ценовой сегмент именно сейчас, разбиралось издание Forbes. УСТЦ предлагает самое интересное в своем материале.

Выход в новый формат

OnePrice является одним из крупнейших игроков формата one dollar store.

Главная цель – стремиться к "первой цене" на рынке, то есть самой низкой, – объясняет Леван Паикидзе.

Первый hard discounter OnePrice Club имеет в ассортименте около 2500 SKU на площади 1200 кв. м. Цены в магазине в среднем на 15–20% ниже чем среднерыночные, они держатся с помощью жесткого контроля расходов, минимальной торговой наценки и низкой арендной платы.

Контроль затрат в дискаунтерах происходит за счет экономии на маркетинге и небольшом количестве персонала. Товар не выкладывают на полках, а оставляют на специальных поддонах и паллетах. Навигация, как правило, тоже отсутствует.

В конце 2023 года в сегмент жестких дискаунтеров с сетью "Хапайка" вошел Novus. Первые магазины открылись в Киеве и области. А одесская сеть "Таврия В" начала осваивать эту нишу еще в 2021 году, сейчас ритейлер имеет уже девять маркеров низких ценПюре" совокупной площадью 20 990 кв. м.

По данным GT Partners Ukraine, по состоянию на сентябрь 2023-го в Украине работало около 1370 продовольственных сетевых точек в формате hard discounter. Из них 87% – это магазины сети “АТБ”, второе место занимает "Thrash!Траш!" со 101 магазином, а третью сеть "Дивоцін", которая имеет 24 магазина.

0fd3b04922e7cc0468c3caf9cc3f4ce5 | 1

Есть ли шансы подвинуть "АТБ"?

Леван Паикидзе с OnePrice отмечает, что украинцы стремятся к более рациональному потреблению, а война лишь усилила это. Потребители хотят потреблять рационально и стараются не переплачивать.

По его словам, жесткие дискаунтеры – более динамичный сегмент розничной торговли, который в Европе ежегодно растет. Поэтому сеть планировала запустить свои дискаунтеры еще до начала полномасштабной войны.

Генеральный директор Novus Марк Петкевич также говорит об основательном подходе потребителей к своим финансам, в частности, интересуются акциями и спецпредложениями.

Если у non-food-торговли есть активное развитие, то у food-ритейла сектор жестких дискаунтеров остается свободным, – добавляет Петкевич.

В магазинах "Хапайка" преимущественно представлены товары, которые не продаются в Novus, торговые точки имеют около 2000 SKU и среднюю площадь 400-600 кв. м.

Директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля говорит, что основными причинами развития магазинов с низкими ценами являются война и падение реальных доходов населения.

В чем выгода для продавцов?

В таких форматах меньше классическая маржа, однако обороты могут быть достаточно неплохими благодаря низким ценам, говорит глава Ассоциации ритейлеров Украины. Андрей Жук.

АТБ является мягким дискаунтером и сейчас это крупнейший ритейлер, выручка которого за 2022 год составила 148,3 млрд грн.

Кроме того, инвестиции в открытие дискаунтера обычно меньше, чем в открытии классического супермаркета небольшого формата. Это может быть 400-500 долларов на квадратный метр, – добавляет он. 

Руководитель Украинской торговой гильдии Евгения Локтионова отмечает, что сети жестких дискаунтеров могут рассматривать открытие магазинов в районных ТРЦ, именно там сосредоточена их целевая аудитория.

Будет ли перераспределение рынка?

В Ассоциации ритейлеров Украины считают, что OnePrice Club, "Хапайка" и "Пюре" не могут составить конкуренцию “АТБ”.

В отдельных городах они смогут перехватить 2–5% покупателей АТБ, но глобальной конкуренции не будет, – говорит Андрей Жук. 

В пресс-службе "АТБ" заявляют, что будут изучать и анализировать это направление позже.

В "Auchan Украина", развивающей формат магазинов возле дома Pick up point, подтвердили, что испытывают конкуренцию.

Впрочем, основными конкурентами для hard discounter является торговля с прилавка.

В Украине наблюдается высокий спрос на неформатную торговлю, что отличается значительной активностью на рынках и киосках, – говорит Марк Петкевич. 

По словам Петкевича, на рынках потребители рассматривают ценовые альтернативы предлагаемым в сетях розничной торговли товарам.

Читайте также: Автоматизация ритейла: как самокасы меняют правила игры и что ждет украинских потребителей в будущем

Формат жестких дискаунтеров становится платформой для потребителей, которые ищут доступные качественные товары в условиях цивилизованного ритейла, обходя традиционные рынки, – говорит CEO "Хапайка".   

Также ритейлеров привлекает то, что эта ниша до сих пор свободна и всеукраинских сетей жестких дискаунтеров, по сути, нет.