Конкурент Rozetka и Kasta. Почему турецкий маркетплейс Trendyol рискует выйти в Украину во время войны

В феврале 2024 года министр экономики Юлия Свириденко анонсировала выход на украинский рынок турецкой компании Trendyol Group.

Группа владеет одним из крупнейших турецких маркетплейсов и сейчас стремительно развивается на европейских рынках и Ближнем Востоке.

Издание Mind собрало ключевые факты о компании и о ее планах на Украину. УСТЦ предлагает самое интересное из материала.

Что такое Trendyol Group?

В группу сейчас входят пять компаний, основной из них является Trendyol Marketplace - один из крупнейших маркетплейсов Турции, похожий на украинские Rozetka и Kasta.

На нем продается более 80 млн товаров, в основном одежда и обувь, также есть сумки, аксессуары и часы, товары для детей, электроника, косметика, книги, товары для спорта и активного отдыха, посуда, продукты питания и т.д.

По данным самой компании, маркетплейс имеет около 30 млн клиентов и 260 тысяч продавцов. В среднем Trendyol Marketplace доставляет покупателям 1 млн товаров ежедневно.

Также в составе группы есть компания Dolap - платформа для торговли подержанными товарами, где зарегистрировано около 1,4 млн продавцов.

Акционеры Trendyol

Компания была основана турецким предпринимателем Деметом Мутлу в 2010 году, в 2011 году привлекла крупные инвестиции от Kleiner Perkins и Tiger Global, а в 2014-м к пулу инвесторов присоединился ЕБРР.

Эти три компании вышли из капитала группы в 2018 году, после того, как китайский гигант электронной коммерции Alibaba Group выкупил 75% компании за 728 млн долларов.

Впоследствии компания вложила в Trendyol еще 350 млн долларов и к 2020 году увеличила свою долю до 86,5%.

В 2021-м Trendyol привлекла рекордные инвестиции в 1,5 млрд долларов от SoftBank Vision Fund 2, General Atlantic, Princeville Capital и суверенных фондов ADQ (ОАЭ) и Катарского инвестиционного управления. Как с тех пор изменились доли акционеров не сообщается.

Экспансия на другие рынки

После привлечения рекордных инвестиций турецкая компания сразу начала активную экспансию по всему миру. Первыми стали страны Центральной и Западной Европы, в частности Германия, Нидерланды, Люксембург и Польша.

В 2025 году компания планирует инвестировать более полумиллиарда долларов в международную экспансию и построить в Центральной Европе центр выполнения заказов для обслуживания европейских потребителей площадью 65 тыс. кв. метров.

За пять лет планируем генерировать треть продаж за пределами Турции, - говорит президент Trendyol Group Чаглаян Четин.

В 2023 году Trendyol вышла на рынок Азербайджана, где всего за полгода привлекла 1,3 млн клиентов и доставила 6,3 млн заказов.

Летом 2023-го группа начала экспансию в страны Персидского Залива, в частности Саудовскую Аравию и ОАЭ. В первом квартале 2024 года Trendyol уже стартовала в странах Восточной Европы.

Начинаем с Румынии, Греции, Венгрии и Чехии. Стремимся охватить 2 млн активных клиентов и превысить 4 млн заказов на рынке Восточной Европы до конца 2024 года, хотим достичь объема торговли в 350 млн долл, - очерчивал планы генеральный директор Эрдем Инан.

Сейчас на маркетплейсе можно заказать доставку до 34 стран, такие хорошие результаты на новых рынках объясняют лояльными ценами на товары и удобством платформы.

Почему компания рискует выйти в Украину во время войны?

Строим планы по выходу на украинский рынок. Этот шаг состоялся после успешного запуска Trendyol в Германии, Азербайджане, странах Персидского залива и на рынках Центральной и Восточной Европы. Это расширение является важной вехой в миссии Trendyol преодолеть разрыв между турецкими производителями и потребителями во всем мире. Президент Trendyol Group Чаглаян Четин признал стратегическую важность украинского рынка и стремление компании улучшить глобальный ландшафт электронной коммерции, - рассказали в пресс-службе компании.

В компании добавили, что видят большой потенциал в Украине и ее быстро развивающемся рынке e-commerce. Информацию о возможных объемах инвестиций и сроках их окупаемости в Trendyol пока не раскрывают, однако намекают, что логистика будет осуществляться из Польши.

Об открытии офиса в Украине также пока не говорят, вероятно, как и в большинстве других стран маркетплейс добавит украинскую версию платформы, "включит" доставку и адаптирует функционал для местных продавцов.

Сотрудничество с рф

Впрочем, в работе турецкой группы есть определенные нюансы, например, в 2023 году в российских медиа активно распространялась новость о том, что российский оператор "Служба доставки экспресс-курьер" (СДЭК) будет помогать продавцам выходить на маркетплейс Trendyol.

Система позволяет автоматически добавлять данные по товарам на площадку, а также оформлять доставку заказов до конечных пользователей. С ее помощью партнеры из россии смогут выйти на турецкий рынок, а через фулфилмент СДЭК селлеры смогут организовать хранение товаров, выставляемых на Trendyol.

Читайте также: Amazon представил собственного помощника с искусственным интеллектом для шопинга

Так, на маркетплейсе продается квас из Твери и косметика из Перми. Сколько конкретно российских продавцов на Trendyol - не известно.