Конфликт в Wesola Pani: шесть партнеров в Польше объединились под новым брендом

Бывшие партнеры сети Wesola Pani, которая является проектом совладельцев "Галя Балувана" в Европе, создали новый бренд Pan Smaczek

Франчайзер сообщает о нарушении прав интеллектуальной собственности, пишет Forbes.

Wesola Pani в Торуни переживает важную метаморфозу! Наша компания меняет название и бренд на Pan Smaczek, - говорится в посте на бывшей Facebook-странице магазинов Wesola Pani в польском городе Торунь.

На следующий день в соцсети появилась страница Sklepy Pan Smaczek w Bydgoszczu, а также перед этим аккаунт этого бренда в Instagram для магазина в пригороде Варшавы.

По словам директора Wesola Pani Владислава Азовского, в декабре 2024-го разорвали контракт с семью партнерами, часть из которых за два года ни разу не уплатили роялти

Владельцы магазинов Pan Smaczek в групповом комментарии заявили, что роялти платили, пока магазины Wesola Pani не стали убыточными. Юрист компании Йоанна Сята говорит, что франчайзи нарушили условия контракта с Wesola Pani.

Почему произошел конфликт?

Отмечается, что контракт разорвали с 18 магазинами-партнерами Wesola Pani в семи городах Польши. Бренд Pan Smaczek создали в марте 2025-го шестеро бывших партнеров с 15 магазинами, говорится в их групповом комментарии.

Решение разорвать сотрудничество исключительно наше. Обратились в суд с коллективным иском, - говорится в комментарии.

Основной аргумент бывших франчайзи - бизнес-модель Wesola Pani оказалась неэффективной в Польше, а франчайзер рекламирует бренд вместо продвижения партнеров. 

Часто проблемы магазинов - следствие менеджмента франчайзи, говорит Владислав Азовский. На маркетинг сеть тратила около 200 000 евро в год, рассказывал Азовский журналу Wiadomosci Handlowe в июне 2024-го.

Другое обвинение - Wesola Pani проигнорировала предложения для выхода из кризиса и привлекала коллекторов для возврата долгов, говорится в комментарии бывших партнеров. Однако компания не совершала "ошибок или несправедливых действий", как говорит юрист сети Wesola Pani.

Сообщается, что экс-партнеры создали бренд Pan Smaczek, ведь решили поддержать друг друга в нелегкой финансовой ситуации. Магазины продолжают работать по бизнес-модели Wesola Pani через закупленное дорогостоящее оборудование для заморозки

Ассортимент меняем в соответствии с запросами клиентской базы, которую наращивали два года. Приходят за варениками ручной работы и мало заботятся о названии магазина, - говорится в коллективном комментарии.

На вопрос, считает ли франчайзер новый бренд копированием модели Wesola Pani, Азовский ответил утвердительно. 

Даже если франчайзер в чем-то нарушил договор, это не отменяет его право интеллектуальной собственности, - комментирует ситуацию независимый юрист и управляющий партнер юрфирмы "Муренко, Курявый и партнеры" Никита Муренко.

Forbes Ukraine пообщался с другими бывшими франчайзи Wesola Pani о сотрудничестве с сетью. Заявленные франчайзером 80 000 евро инвестиций оказались вдвое выше, как отмечает бывшая партнерка Wesola Pani в Кракове Анна Горова, которая в марте 2025-го изменила название трех своих магазинов на Frosty. После открытия зимой 2023-го цех и две розничные точки приносили в среднем 150 000-180 000 злотых месячного оборота, в следующем году - уже 85 000-105 000 злотых.

Для открытия франчайзингового магазина нужно было уплатить паушальный взнос 7000 евро (за каждый последующий - 3000 евро), ежемесячное роялти составляло 220 евро, маркетинговый платеж - 132 евро, указано на скриншоте с сайта Franchising.pl, который Горовая предоставила Forbes Ukraine. На момент публикации франшиза Wesola Pani на сайте недоступна. 

Цифры касались 2022 года и корректировались относительно инфляции, партнеров предупреждали о более высоких инвестициях в помещения с "голыми стенами", - добавляет Азовский. 

За 2023-2024 годы размер инвестиций вырос до 140 000 долларов, их окупаемость - до трех лет, говорит он.

Для безубыточности должны были продавать на 3000 злотых ежедневно. В первые полгода оборот был вдвое больше, потом упал до 2000 злотых, - рассказывает бывший франчайзи на правах анонимности из-за сенситивности темы. 

Сотрудничество с сетью начал в 2022 году и открыл более трех точек в Варшаве, но продал их после двух лет работы. Среди причин - резкий рост количества точек Wesola Pani, которые начали конкурировать, и уменьшение количества посетителей-украинцев. Это напоминает подход "Гали Балуваной" в Украине, где минимальная зона между точками составляет всего 1 км, рассказал консультант по франчайзингу Роман Кириллович.

Поляки не привыкли платить дорого за замороженные продукты. Точки приносили прибыль раз в год перед Рождеством, говорит бывшая франчайзи Горова. Цены на вареники Wesola Pani в Люблине составляют 37-55 злотых за килограмм в зависимости от начинки, тогда как в сети магазинов Auchan - 9-20 злотых.

Сеть Wesola Pani продолжает беспрепятственно работать и расти, ответила Forbes Ukraine юристка Сята. В планах совладельцев - модернизировать франшизу.

Читайте также: Алла Телига, "Галя Балувана" и Wesoła Pani: о вызовах франчайзинга и тонкостях польского рынка

По словам Азовского, будут предлагать партнерам открывать торговые точки без собственного производства. Это снизит инвестиции для новых франчайзи.