Количество ТРЦ растет: обзор трендов торговой недвижимости Балканских стран

Эксперты компании UTG поделились аналитическим обзором торговой недвижимости ведущих стран на Балканах: Албании, Сербии, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии и других. Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.

Албания

В этой стране проживает около 2,8 млн. человек, 60% из которых являются жителями городов.

Покупательная способность албанцев растет, средний класс растет, но стоимость жизни до сих пор низкая по сравнению со странами ЕС. По данным Всемирного банка, ВВП на душу населения в Албании в 2020 году составил 4800 евро.

Вместе со средним классом растет спрос на товары и услуги, при этом рынок находится под сильным влиянием тенденций в соседних странах, таких как Италия и Греция.

Количество ТРЦ в стране увеличивается, особенно в городских районах, в частности, в столице – городе Тирани.

В секторе розничной торговли значительный рост: по всей стране открываются новые торговые центры. Среди крупных торговых центров Албании такие как: Tirana East Gate, QTU и торговый центр Toptani. Также в Албании реализуются несколько крупных проектов розничной торговли, в том числе реконструкция бывшего Национального исторического музея в многофункциональный комплекс с торговыми и офисными помещениями, а также строительство нового торгового центра в Тиране под названием The Mall of Tirana, отмечают в UTG.

Еще одним интересным ТРЦ является Toptani, открытый в марте 2017 года с торговой площадью более 12 тыс. кв. м. Он имеет семь надземных этажей и четыре подземных этажа для парковки. В Toptani работает 80 магазинов, 5 кафе и 2 ресторана.

toptani shopping center | 1

Сербия

Население этой страны составляет около 6,9 млн человек, 60% являются горожанами. Здесь также ощущается рост спроса на товары и услуги, особенно в городских районах. ВВП на душу населения составляет примерно 7322 евро.

К росту потребительских расходов в Сербии привел наблюдаемый в последние годы экономический рост и развитие. В то же время пандемия COVID-19 серьезно повлияла на поведение потребителей и побудила многих людей перейти к онлайн-закупкам.

Рынок розничной торговли в Сербии в последние годы стабильно рос, особенно в городских районах. На нём явно доминируют несколько крупных игроков, но местных предпринимателей тоже немало.

Общий объем торговых площадей в стране к концу 2020 года составил около 1,49 млн. кв. м, около 52% от этого объема приходится на торговые центры. 

Несколько крупномасштабных розничных проектов на стадии разработки также продолжается интенсивное развитие инфраструктурных проектов.

belgrade shopping mall | 2

Босния и Герцеговина

Небольшая страна с населением около 3,2 миллионов человек, из которых в городах проживает менее 50%.

Покупательная способность боснийцев относительно низка по сравнению с другими европейскими странами. ВВП на душу населения в 2020 году составил 4415 евро.

Тем не менее средний класс растет, как и спрос на товары на услуги. На потребительский рынок сильно влияют тенденции соседних Хорватии и Сербии. Растет спрос на импортные товары, граждане все больше интересуются продуктами здоровья и хорошего самочувствия.

Число торговых центров в последние годы растет, особенно в районах Сараево и Баня-Лука. В настоящее время реализуется несколько крупных инфраструктурных проектов, в том числе строительство новых автомагистралей, железных дорог и энергетической инфраструктуры.

Сектор розничной торговли Боснии и Герцеговины все еще развивается и концентрируется в крупных городах, таких как Сараево, Баня-Лука и Мостар. Крупнейшие торговые центры Боснии и Герцеговины включают в себя BBI Center Sarajevo, Delta City Banja Luka и Mepas Mall Mostar. Среди новых крупных розничных проектов: строительство нового торгового центра в Сараево под названием Сараево Сити Центр и расширение центра BBI в Сараево, - рассказывают в UTG.

mall of montenegro 680x455 1 | 3

Черногория

Население страны не более 620 тыс. человек и 67% из них проживают в городах. ВВП Черногории на душу населения составляет 8905 евро. 

За последнюю декаду страна провела значительные экономические реформы по улучшению деловой среды и привлечению иностранных инвестиций. В последние годы деловой рынок здесь растет, и тянет за собой спрос на товары и услуги. Местный потребитель предпочитает качество цене после принятия решений о покупке.

При этом наблюдается умеренный рост торговых площадей, особенно заметный в городских районах, таких как Подгорица и Будва.

Рынок розничной торговли в Черногории стабильно растет в последние несколько лет. Этому способствует рост количества туристов и увеличение потребительских расходов. Но предложение современных торговых центров в стране достаточно ограничено, так что возможности для дальнейшего развития открыты.

Дельта-Сити, Молл оф Монтенегро и Базар, расположенные в столице Подгорицы, новейшие крупные ТРЦ Черногории.

delta city night view | 4

Северная Македония

Здесь проживают около 2 миллионов человек и почти 60% из них проживают в городах. ВВП на душу населения составляет около 6117 евро.

В Северной Македонии наблюдается рост спроса на продукты и сервисы, в особенности в городских районах.

Читайте также: Максим Гаврюшин, Budhouse Group: о восстановлении ТРЦ Fabrika в Херсоне и новых проектах

В последние несколько лет рынок розничной торговли стабильно рос, чему способствовали такие факторы, как рост потребительских расходов и развитие современных форматов розничной торговли. Рынок розничной торговли становится все конкурентнее: на него выходят международные ритейлеры, а местные игроки расширяют свою деятельность. Крупнейшие торговые центры Skopje City Mall, Ramstore Mall и Skopje East Gate сосредоточены в столице, - подытожили в аналитике.

Среди новых крупных розничных проектов – реконструкция ТРЦ “Рамстор”.

cb40d7f38f3fbf60c008e58d25afceee | 5

UTG