Кофейный бум во время войны. Почему количество кофеен в Украине постоянно растет

С начала полномасштабного вторжения количество кофеен в украинских городах выросло на 35%.

Так, в декабре 2021 года их насчитывалось в Украине 5,3 тыс., а в апреле нынешнего - 7,2 тыс., свидетельствуют данные Poster.

При этом в целом заведений в Украине стало меньше, чем до полномасштабного вторжения, вследствие закрытия других форматов: ресторанов, баров, кальянных, - резюмирует Родион Ерошек, CEO и совладелец Poster.

NV исследовалкак кофейни стали альтернативой ресторанов и своеобразными «пунктами несокрушимости» для потребителей и для малого бизнеса. УСТЦ предлагает самое интересное из материала.

Владелец компании Escobar Coffee roasters Денис Копылов отмечает, что «Кофе пили и будут пить». Его сеть кофеен в столице развивается и во время полномасштабной войны. Кофейни Escobar расположены преимущественно в жилых комплексах, и сейчас их 11.

Виталий Запольских, 28-летний предприниматель родом из Харькова, который до этого не один год посвятил искусству обжарки кофе, в конце концов решился и на собственный проект - кофейню Standard.

Она заработала в столице в мае этого и тоже медленно обрастает аудиторией сторонников

Мы считали, каким должен быть средний чек, сколько их нужно, чтобы выходить по крайней мере в ноль. Эти расчеты вполне оправдались, - добавляет Запольских.

Увеличение количества кофеен

Компания по автоматизации заведений общественного питания обнародовала данные, согласно которым количество кофеен за время полномасштабной войны увеличилось на 35 %.

В то же время другие форматы потеряли в количестве: пабов, ресторанов, кафе, кондитерских, кальянных, пекарен за это время стало меньше. Даже доставка еды потеряла позиции. Разве что фастфуд рос, но тоже не настолько, как кофейни.

В статистике кофеен речь идет о заведениях со столиками и точках, которые работают на вынос, уточняет он.

image 2024 09 09 10 12 45 | 1

При регистрации в системе учета Poster владельцы сами определяют тип бизнеса. Обычно тип «кофейня» выбирают заведения, которые считают кофе своим якорным продуктом, - объясняет эксперт.

Владелица и СЕО консалтинговой компании Franchise Group Мирослава Козачук отмечает, что динамика продаж франшиз кофеен, особенно сетевых, выглядит положительной в последние годы.

Такие кафе, как GRKY или Бинокль, во время войны хорошо масштабировались и имеют большое количество объектов, - рассказывает она.

Среди новых игроков рынка и в качестве примера франшизы, активно развивающейся во время войны в столице, Козачук называет сеть БоХліб. 

Больше всего новых кофеен во время войны открылось в столице, так, в декабре 2021-го в Киеве работало около 800 заведений, то в апреле 2024-го их количество выросло на 160%, до более 2 тыс.

Интересно, что в столице и Львове больше открываются кафе со столиками и едой. В то же время ближе к фронту преобладают МАФы.

Экономный бизнес

Основатель сети Brewsell Антон Дыхнич говорит, что чек входа в кофейный бизнес в Украине ниже, чем при открытии других заведений общественного питания.

Ресторанный консультант и маркетолог из Львова Всеволод Полищук также добавляет, что в классическом формате кофейня - это небольшие инвестиции. Также это требует небольшого количества работников, которые сегодня в дефиците.

Другие форматы, например рестораны, стоят дороже, однако развивать кофейню тоже не так просто, поэтому многие заведения закрываются.

Читайте также: Неизменные лидеры и активные новички. ТОП-20 ТРЦ в Facebook и Instagram по итогам лета 2024 (инфографика)

Решающую роль в успешности заведения играет локация, в которой постоянно есть клиенты и нет пока что большой конкуренции.

Бум кофеен третьей волны, который захватил Украину в течение последних 5-7 лет, изменил потребительские привычки украинцев, особенно молодежи, - объясняет Ерошек, - Поколение Z скорее сэкономит на каких-то других вещах, но купит утренний кофе в своей любимой кофейне возле дома.