Календарь распродаж изменился. К чему готовиться ритейлерам во второй половине 2024-го

С 2023 года Украина имеет обновленный календарь праздников, в частности Рождество и Святой Николай теперь отмечаются в другие даты. Это повлияло и на календарь распродаж для ритейлеров, в дополнение к новым акциям и праздникам, которые продолжаются чуть ли не весь ноябрь.

Основатель и руководитель агентства Promodo Александр Колб отмечает, что вторая половина года очень напряженная и интенсивная и бизнесу действительно нужно тщательно готовиться.

Главным праздником все еще остается именно Новый год, вторая самая большая активность - Черная пятница. Поэтому к ним нужно готовиться больше всего и заблаговременно. Но осень и зима уже не ограничиваются только этими двумя большими распродажами.

Как выглядит новый календарь распродаж и в чем его особенность, Колб рассказал в колонке для NV. УСТЦ предлагает самое интересное из материала.

do | 1
pislya | 2

Back To School

Под начало нового учебного года бизнес придумал маркетинговый ход Back To School, который уже хорошо укоренился в Америке, но в Украине активно заработал примерно десять лет назад.

Все крупнейшие ритейлеры запускают собственные акции и промо. Среди категорий, которые пользуются популярностью, - компьютеры, планшеты, павербанки, а также одежда и, очевидно, канцелярия.

Инсайт этого года, которым делится Delloite, - 61% родителей говорят, что дети побуждают их тратить больше на покупки перед школой. Поэтому ритейлерам следует включать сегмент детей в свой Shopping Journey, предлагая для них фановый опыт во взаимодействии. Статистика показывает, что с детьми расходы увеличиваются в 1,4 раза, - говорит Колб.

До полномасштабного вторжения сезон школьных закупок приходился на середину июля - конец августа, сегодня это - середина августа и до середины сентября.

Межсезонье

Вторую половину сентября и октябрь можно считать периодом относительного затишья, впрочем в этот период все же есть один праздник - Halloween.

Маркетинговая история из американской традиции в последние несколько лет набирает популярность и в Украине. Хэллоуин еще не стал массовым, но бренды уже вводят его в свою сетку, магазины часто ставят распродажи от нескольких дней до недели. 

По данным Promodo акции по этому поводу запускают по большей части крупные ритейлеры.

В этот момент советуем попробовать какой-то ситуатив, сделать ограниченное предложение, которое может заинтересовать потенциальных клиентов. Это еще не момент, когда готовят подарки на Новый год, поэтому товары - это скорее импульсная покупка. Или что-то для детей, - советует эксперт.

Скидки ноября

Это маркетинговый день пришел к нам из китайской традиции. Его придумали в противовес дню всех влюбленных и называют Днем холостяка - это 11 ноября.

В Украине распродажи не ограничиваются одним днем, хотя именно в эту дату часто ставят максимальные акции. Бизнес, стремясь привлечь больше клиентов, может делать промо на неделю, все первые 11 дней ноября, а иногда - на целый месяц.

Далее китайская традиция снова перетекает в американскую - Черную пятницу и Киберпонедельник, который идет следом.

Это конец ноября, весомые скидки, куча акций и промопредложений.

К этому нужно серьезно готовиться: заблаговременно заказывать товары на склад, чтобы потом не ставить на сайте out of stock, а магазины не состояли из пустых полок. Большая конкуренция - это большие затраты на маркетинг. Креативы нужно подготовить заранее, а вместе с ними - продумать кампании, каналы и все производное. Это все в обстоятельствах, когда все конкуренты вкладывают не меньше усилий. И не забываем об организации доставки и логистики: клиент, не получающий желаемого товара, становится нелояльным, - говорит Александр Колб.

В 2022 году Украина впервые столкнулась с блэкаутами, поэтому Черная пятница стала днем без света, а не днем акций. В 2023 ситуация была уже лучше, ритейлеры ожидают успешный сезон и в 2024. 

Главный маркетинговый канал для бизнеса на период Черной пятницы - платный поиск. Именно он закрывает 59% трафика на сайты и 28% всех онлайн-продаж.

Основатель и руководитель агентства Promodo дал несколько советов для бизнеса на этот период:

  • Следить за рекламными бюджетами ежедневно. Не повышать резко рекламные бюджеты, лучше это делать постепенно, на 10-15% в течение ноября;
  • Трафик - еще не означает продажи. Клиента нужно стимулировать потратить средства у вас.
  • Лучшие дни - собственно Черная пятница и понедельник, тот что Киберпонедельник. Но готовьте реальные скидки - клиент будет искать именно их.
  • Ну и самое неочевидное - не включайте в рекламные кампании запросы «Черная пятница".
  • Еще один совет - be mobile. В 2023 году американцы потратили через смартфоны больше средств, чем через компьютеры. В Украине эта цифра - 26%, четверть. 

Святой Николай и Рождество

С 2023 года Святой Николай перенесен на 6 декабря, а Рождество - на 24 декабря, из-за этого календарь праздников для ритейлеров сильно изменился.

Во-первых, праздник Святого Николая ранее игнорировалось, но в последние годы внимание к нему растет. Об этом свидетельствует рост продаж из категорий товаров для детей, которые резко падают сразу после 6-7 декабря.

Во-вторых, большинство украинцев перешли на празднование Рождества по новому стилю - 24-25 декабря. И что интересно, этому празднику уделяют все больше внимания именно как семейному, также покупая подарки. 

Заметьте, что подарки на эти праздники часто покупают заблаговременно, в ноябре. Но пик все равно приходится на вторую половина декабря.

Ритейлу нужно быть готовым к бешеному наплыву, наполнить склады, настроить логистику и подготовить персонал.

Сам Новый год все еще большой праздник для украинцев, а значит 30-31 декабря - также традиционно активные дни с точки зрения продаж. А вот уже к Рождеству 7 января внимания меньше, особенно что касается подарков. Украинцам полюбились картинки из американских фильмов, где подарки дарят на Рождество в декабре, устойчивой традиции подарков на Рождество в январе у нас нет. При этом игнорировать текучесть традиций не стоит, - резюмирует Колб.

Несмотря на высокую активность в ноябре, бизнес должен помнить о любимой украинской традиции - откладывать все на последний момент. 

Незважаючи на високу активність у листопаді, бізнес має пам'ятати про улюблену українську традицію - відкладати все на останній момент.

Читайте также: Как полномасштабная война изменила доходы крупнейших ритейлеров Украины (инфографика)

Цифры 2023 года показали, что наиболее рекордным стал период 25-29 декабря, ритейлерам удалось превзойти показатели даже 2021 года, но и рекламные бюджеты пошли вверх.