Как приходит в себя ритейл после 100 дней вторжения рф: потери отрасли и новые решения
Спустя три месяца полномасштабной войны украинский ритейл открыл большее количество закрытых во время военных действий торговых точек.
По данным опроса Ассоциации ритейлеров Украины, сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, на 20 мая 2022 года было закрыто по тем или иным причинам 18% магазинов. Это на 5% меньше, чем аналогичный показатель месяц назад, когда начался тренд по восстановлению.
Компании столкнулись с 10 самыми распространенными проблемами за это время, в частности:
- закрытие 30% торговых объектов (магазины, аптеки, заправки, ТРЦ) из-за военных действий;
- уничтожение торговых объектов из-за военных ударов;
- сбой логистики, доставки продуктов, обеспечения горючим;
- дефицит товаров у производителей для поставки в сети;
- создание карточек опорных магазинов;
- дефицит работников - из-за вынужденных миграций, запись в ТРО;
- мобилизация работников критической инфраструктуры;
- сложная процедура оформления импорта пищевых продуктов;
- отсутствие льготного финансирования со стороны государства (или сложность оформления);
- продукты критического импорта.
Ритейл отвоевывает позиции
После 20 мая или 86-го дня активных боевых действий, общая картина выглядела следующим образом: из 15 263 торговых объектов всей отрасли уже работает 12 523.
Процент действующих объектов уже составляет 82%, а закрытых - 18%. В продуктовом ритейле в секторе FMCG количество закрытых супермаркетов и гипермаркетов увеличилось в апреле к марту с 978 до 1117 пикселей. Это объяснялось оптимизацией работы сетей: компании оставляли в работе те точки, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов и потребительский спрос.
Впоследствии количество работающих магазинов начало расти и достигло в мае отметки в 3795 магазинов против 3463 в апреле, тем самым увеличив их долю до 83% с 76% соответственно.
В настоящее время в Украине не работает 795 продуктовых торговых точек. Ритейлеры, которые работают преимущественно в западных и центральных регионах страны, чувствуют себя лучше других и могут не только сохранять сеть, но и постепенно ее расширять.
По словам руководителя GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины Натальи ПетровскойСейчас ритейлерам необходима как поддержка бизнеса в финансовых программах по возмещению и восстановлению утраченных активов, так и программы на развитие каждой отрасли (не только критической инфраструктуры).
"Нужны также упрощение налогообложения, ставок НДС для бизнеса, доступность эквайринга, запуск расширенной финансовой программы поддержки релоцированного бизнеса, компенсации расходов компаний, которые собственными силами проводили релокацию, компенсация (хотя бы частичная) арендных ставок, а также программы государственных компенсаций для работников вынужденно переселенных компаний", - подчеркнула Петровская.
Читайте также: Какие действия необходимо выполнить для получения компенсации пострадавшим ТРЦ?
Как сети справляются с дефицитом и логистикой. Пример NOVUS и Fozzy Group
Как рассказал директор юрдепартамента сети NOVUS Максим БугаевЗа три месяца полномасштабной военной агрессии россии компания столкнулась со всеми системными проблемами, что и все крупные участники рынка.
В частности, были разрушены привычные логистические цепи с поставками товаров, многие производители сократили или прекратили деятельность, критически упала покупательная способность населения и выросли цены на большинство товарных групп. Значительно подорожали услуги перевозки, стоимость которых почти полностью легла на сеть. В результате ракетных атак полностью был разрушен новый офис компании и уничтожены товарные запасы на десятки миллионов в логистических центрах, в Буче и Ирпене разбиты и ограблены захватчиками магазины.
"Мы значительно сократили расходы, пытаясь максимально сохранить рабочие места и поддерживая, где это было объективно возможно, работу магазинов. Ищем понимание по аренде магазинов на время военного положения с владельцами помещений, нарабатываем новые условия сотрудничества с поставщиками. Подстраиваем под новые реалии ассортимент", - рассказал Бугаев.
После уничтожения логистического центра в компании изменили подход к хранению товара, пытаясь диверсифицировать его расположение и предотвратить потерю одновременно большого количества товарных запасов.
"Одна из нерешенных проблем - невозможность оплаты товаров, которые не включены в перечень критического импорта, как следствие, невозможность обеспечить покупателей привычным для них ассортиментом и продуктами, иногда даже первой необходимостью. Большинство позиций по ассортименту удается закрыть. Сейчас есть недостаток по борщевому набору (капуста, свекла, картофель), фруктов и молодых овощей", - пояснил представитель NOVUS.
По предварительным подсчетам Fozzy Group, общий ущерб компании превышает 2,4 млрд. грн. Это и разрушенные магазины, и уничтоженный или разграбленный товар, поврежденные склады и нанесенный ущерб производству.
До начала войны в сети работало 736 магазинов, сейчас работают более 620 объектов, 67 частично или полностью разрушены, 27 в зоне боевых действий или на временно оккупированных территориях. Компания разработала специальные алгоритмы для фиксации убытков.
"Мы были вынуждены перестроить ряд процессов. Это касается цепей и способов поставки продуктов и товаров. Учитывая изменение ассортимента в военное время изменились подходы к работе со складской логистикой. Изменился список поставщиков: некоторые остановили работу, некоторые на временно оккупированных территориях. Поэтому мы были вынуждены искать новых поставщиков, в том числе зарубежных", - отметили в компании.
После начала войны существенные изменения претерпела и продуктовая корзина.
"Есть продукты, на которые ощущается повышенный спрос, поэтому в этих категориях полки начинают быстрее редеть - крупы, товары длительного хранения, овощи. Также в дефиците сейчас соль из-за остановки одного из крупнейших украинских предприятий, которое находится в зоне боевых действий. Впрочем, острого дефицита нет, но и прежней ширины ассортимента также нет. Есть дефицит отдельных групп товаров", - пояснили в Fozzy Group.
Читайте также: С начала полномасштабной войны Fozzy Group возобновила работу более 100 магазинов
Non-food ритейл (лекарства, топливо и быт)
В других секторах ритейла фиксируется постепенное восстановление работы большинства сетей. Быстрее всего возобновили работу ритейлеры в товарах, в которых ощущается наибольшая потребность. В мае количество открытых аптек увеличилось лишь на 1%, с 3 440 до 3 502. То есть закрыто лишь 8% от общего количества аптек (3 796).
В мае еще на 3% уменьшилось количество закрытых магазинов сегмента drogerie, товаров для дома, химии, косметики. Не работает 424 точки из 2652. Из 1100 магазинов EVA не работает только 172 точки или 16%. У Watsons открыто 283 магазина из 320 (не работает 12%).
Магазины электроники, техники и стройматериалов восстанавливаются медленнее. За два последних месяца торговля БТиЭ уменьшила долю закрытых точек на 14%, то есть по 7% в месяц. В настоящее время из 894 магазинов не работает треть.
Читайте также: Три месяца войны: рестартинг ТРЦ
Больше всего закрыто точек в сети моносторов iStudio - 11 из 17, или 65%. Что неудивительно, так как в небольшой сети относительный показатель будет значительным даже при потере одной точки. В то же время у компании Фокстрот, которая в результате боевых действий понесла немалые потери (в частности, большой склад с товаром) из 169 магазинов работает половина (51%). За последний месяц ритейлер возобновил работу 8 магазинов.
Наиболее удачно пережила первые месяцы полномасштабной войны сеть "Цитрус", где закрыто всего 5 магазинов из 54. Наиболее динамичное обновление демонстрирует Алло, компания увеличила на 24 единицы количество работающих точек, и теперь в сети из 340 магазинов закрыто только 86 или 25% (в апреле 32%). Сравнительные показатели потерь в Comfy и Eldorado: 22% и 36% соответственно.
Медленнее идет восстановление в торговле сектора jewelry, который и пострадал от войны больше всего - только 12% прироста отрытых точек. Здесь работает 786 точек из 1313 (60%). Лучшие показатели у бренда "Серебряный Век", который снизил долю неработающих магазинов с 95% в марте до 11% в мае. Но в этом месяце появился новый лидер по темпам восстановления - бренд "Срібна Країна", который снизил долю неработающих магазинов с 67% до 26%.