Кадровый голод в ритейле. Кого не хватает крупным розничным сетям и как они выходят из ситуации

В конце сентября 2023 года количество вакансий в ритейле на 27% превысило довоенный показатель, свидетельствуют данные платформы по поиску работы Work.ua.

Сети до сих пор сталкиваются с проблемой поиска кадров из-за миграции многих украинцев за границу и дефицита квалифицированных работников.

О том, сколько и каких работников не хватает, как удается решать эту проблему и почему возник дефицит кадров, Forbes рассказали ведущие украинские ритейлеры. УСТЦ предлагает главное из материала.

Кого не хватает ритейлерам?

В начале этого года в области торговли работало около 3,6 млн человек, что почти равно населению Киева, подсчитали в службе занятости.

По этим данным, больше всего безработных граждан (20%) трудоустроили именно в этой сфере, однако крупные розничные сети этого почти не почувствовали.

До полномасштабной войны в сети жестких дискаунтеров Thrash! 95% штата составляли мужчины средних лет (20-40 лет). Такая статистика образовалась из-за специфики бизнес-процессов ритейлера, сотрудники магазинов универсальны и им приходится выполнять тяжелый физический труд, отмечает руководитель пресс-службы Fozzy Group Иван Пальчевский.

Поэтому срок закрытия вакансий у ритейлера увеличился на 15-20%. В "Сильпо" наибольшая потребность сейчас как в работниках рабочих специальностей, так и в менеджерах.

Похожие проблемы отмечают также в сетях "Наш край" и SPAR, где количество работников по сравнению с довоенным периодом уменьшилось на 12,5%, отмечает руководитель департамента развития персонала двух сетей. Ольга Семенюта

Однако компании удалось сохранить основную часть менеджерского звена, хотя несколько работников все же уехали за границу или были мобилизованы.

В "Эпицентре" также испытывают нехватку кандидатов мужского пола, говорит HR бизнес-партнер сети Ксения Беляева

Мы бы с радостью трудоустроили профессиональную слесаря-женщину или трактористку, однако на рынке труда эти профессии в большинстве своем представляют мужчины, а найти достаточное количество женщин на эти должности – это сверхсложная задача, – добавляет она. 

Старша консультантка практики "People Advisory" компанії Ernst&Young в Україні Татьяна Рачинская отмечает, что по итогам 2022-го 70% компаний по ритейл-сектору сокращали персонал, а за первое полугодие 2023-го только 36%, столько же компаний заявило об увеличении количества работников.

В секторе оптовой и розничной торговли наблюдается наибольший уровень текучести кадров – 35%, в то время как в среднем по рынку – 14%, добавляет Рачинская. В то же время, 33% руководителей ритейлеров указывают удержание персонала как один из ключевых вызовов сейчас. 

a381dfd5f1e56790ccbee39b697faafb | 1

Что привело к дефициту?

Главной причиной стал массовый выезд украинцев за границу и соответственно, уменьшение количества квалифицированных кадров в стране.

Из-за перманентного стресса и усталости падает работоспособность, это снижает мотивацию устраиваться на постоянную работу, объясняет Пальчевский. Также на кандидатов влияют обстрелы, поэтому персонал труднее найти в Харькове, Херсоне и Запорожье.

Если в каком-то городе рядом с нашим супермаркетом был прилет, то на несколько недель там падает активность кандидатов, – добавляет он.

Список основних причин плинності кадрів з ініціативи працівника у роздрібній торгівлі за даними Ernst&Young в Україні:

  • увольнение по личным обстоятельствам (65% компаний);
  • релокация в других регионах Украины и другие страны (53%);
  • неудовлетворение уровнем заработной платы (47%).

В то же время из-за опасений мобилизации и связанного с ними страха официальной регистрации труднее привлечь на работу мужчин. 

С началом большой войны многие специалисты испытывают страх смены работы из-за рисков, связанных с военной агрессией, приостановкой проектов или даже закрытием компаний, – говорит Ксения Беляева.

Как ритейлеры привлекают и удерживают работников?

В Fozzy Group с началом полномасштабного вторжения создали "Штаб підтримки Перевершників". Так в компании называют всех, кто работает в "Сильпо". 

Платформа ценностей была разработана для внутренней коммуникации, чтобы каждый сотрудник сети понял общие ценности и обещания компании. 

Компания стала больше привлекать на работу студентов и выпускников, сделала систему обучения более диджитальной и более быстрой в прохождении.

Дискаунтер Thrash! активно рассказывает о своих вакансиях в учебных заведениях, студенческих общежитиях и группах студентов в соцсетях. Также сеть видоизменила свою бизнес-модель, автоматизировав процессы и увеличив долю женщин среди персонала з 7% до 20%

Так же поступили и в сети Fozzy, переквалифицировав "мужские специальности" под доступные людям обоих полов.

Читайте также: Топ-10 продуктовых ритейлеров по количеству точек и темпам открытий – инфографика

Мотивируют сотрудников и повышением зарплат, да, для рядовых работников в 2023 году Thrash! повышал зарплаты на 25%, а в целом по рынку средняя зарплата стала выше на 17%. Младшие специалисты с минимальным опытом стали получать зарплату на 20% больше, а управленцы – на 13%. Больше всего зарплата выросла в Ужгороде, Ивано-Франковске и Одессе.

В сети магазинов “Фора” для привлечения людей начали использовать новые инструменты, например, озвучку в торговых залах относительно имеющихся вакансий и объявления по радио.