Кадровый дефицит в Украине: кого не хватает ритейлерам и как они преодолевают кризис

Ситуация с кадрами в сфере гостиничного, ресторанного и розничного бизнеса является критической.

Из-за низких зарплат многие работники этой отрасли выехали за границу еще до войны, и маловероятно, что они вернутся на Родину, говорится в исследовании рекрутинговой компании Talando для «РБК-Украина».

CEO Talando Влада Лященко обращает внимание, что количество официально трудоустроенных лиц уменьшилось с 11,5 млн в 2021 году до 9 млн в 2023 году.

Кадровый дефицит продолжает оставаться актуальной проблемой для многих украинских компаний, которые вынуждены адаптироваться к новым условиям войны и мобилизации. Бизнес ищет решения, чтобы поддерживать эффективность и обеспечивать стабильную работу, одновременно сталкиваясь с трудностями в привлечении персонала, - говорится в исследовании.

Опыт украинских ритейлеров

Торговая платформа Zakaz UA испытывает острую нехватку курьеров и сборщиков товаров из-за мобилизации и повышенного спроса на онлайн-заказы. 

Из-за войны и мобилизации мужчин призывного возраста возник дефицит работников, что затрудняет оперативное закрытие вакансий.

Эти вызовы компания пытается преодолеть путем активного рекрутинга, обучения персонала и улучшения условий труда.

В розничной сети техники и электроники "Фокстрот" кадровые проблемы обострились с 2023 года, особенно ощутим отток женщин из-за мобилизации и выезда за границу.

Первые звоночки появились ориентировочно с февраля 2023 года, когда мы начали ощущать осложнения в привлечении персонала с рынка. В 2024 году это ощущается еще сильнее - рынок точно не насыщен кандидатами, количество откликов на резюме падает, а ожидания кандидатов растут. Иногда кандидаты требуют условий, которые, пожалуй, ни один работодатель не может предоставить, - рассказывают в пресс-службе ритейлера.

В «Фокстрот» отмечают, что сейчас наблюдается уже третья волна оттока сотрудников, которая началась в июне 2024 года. Это связывают с продолжением военных действий, активизацией мобилизации и продолжением выезда персонала за границу.

Читайте также: Вопрос не к ритейлу. Почему магазины не могут самостоятельно обозначать товары «Национального кэшбэка»

Впрочем, сеть магазинов JYSK не испытывает острой нехватки кадров ни среди продавцов-консультантов в магазинах, ни среди офисных работников, что является положительным исключением на фоне общей ситуации.