Иностранные повара и рекрутинг через TikTok. Как ресторанный бизнес выходит из глубокого кадрового кризиса

Нехватка кадров является основной проблемой рестораторов. Основными причинами дефицита работников являются миграционные процессы и мобилизация.

Как говорит CEO украинской компании по автоматизации заведений Poster Родион Ерошек, сложнее всего закрыть вакансии линейного персонала - поваров, официантов.

Количество вакансий для поваров в сентябре 2024 года увеличилось на 39% относительно февраля 2022-го, официантов - на 40%, свидетельствуют данные Work.ua, представленные во время ресторанной конференции Salt 2024. Хуже ситуация с другими специальностями - пекарей и кондитеров начали искать на 44% чаще, барменов - на 116%.

Какие креативные пути выбирает рынок для преодоления кризиса, разбирался Forbes. УСТЦ предлагает самое интересное из материала.

Креативные подходы и мотивационные программы

По словам руководителя HR-отдела Lviv Croissants Назара Алексевича, чтобы конкурировать на рынке за персонал, приходится креативить и придумывать дополнительные мотивационные программы.

Мы подсчитали, сколько стоит привлечь одного повара - прямые и косвенные затраты составляют 80 000 грн, - рассказал во время Salt 2024 совладелец сети fast-healthy ресторанов Salateira Александр Савилов.

В заведениях Salateira в целом работает 1000 человек, для поиска сотрудников сеть использует как сайты поиска работы, так и соцсети Instagram и TikTok.

Приходят также выпускники Современной киевской академии ресторанного бизнеса (СКАРБ), которую в августе открыл совладелец ресторана «Лента» Игорь Постоенко.

Salateira планирует открыть агентство, которое будет завозить работников из других стран. Первые эксперименты с иностранцами на кухне оказались успешными.

У нас в сети сейчас работают индийцы, - отметил Савилов.

Бренд работодателя и улучшение условий труда

Основатель заведений «Гостерия Хата Подопригора», Annapavlova и Giannivino Дмитрий Подопригора считает, что компаниям надо развивать бренд работодателя и искать людей, близких по ценностям, которых можно всему научить.

McDonaldʼs с их брендом легче находят людей, - приводит пример Подопригора.

В Lviv Croissants ведут TikTok о работе сети, за ним следит 44 500 пользователей.

Мы стараемся показать, что Lviv Croissant - это бренд с человеческим лицом, сформировать лояльное отношение к работе у нас, - говорит Алексевич.

В сети создали чат-бот в Telegram для отклика на вакансию, он должен помочь кандидату избежать психологического барьера, который может возникать во время личного разговора с рекрутером.

Також у Lviv Croissants запровадили скорочені зміни до 4–6 годин, чого не було раніше.

Это дает возможность привлекать людей, которые хотят работать, но не могут позволить себе полную занятость, - объясняет Алексевич.

Днепровская сеть заведений VarFamily большинство персонала находит через реферальную программу - сотрудник приглашает в команду человека, и, если он продолжает работу, работник получает денежный бонус.

В ресторанах компании La Famiglia сосредотачиваются на сохранении команды, ради этого в течение последних 2,5 лет заработные платы в гривне увеличили на 40-45% по всем заведениям, отметил во время Salt 2024 совладелец La Famiglia Михаил Бейлин.

Читайте также: Четыре вызова для бизнеса. Украинцы остаются привередливыми потребителями несмотря на войну

Средняя заработная плата в Украине для линейного персонала на ресторанном рынке выросла с 13 000-14 000 грн в январе 2022 года до 20 000 грн в сентябре 2024-го, свидетельствуют данные Work.ua.