Food-ритейл в Украине: где росла торговля в прошлом году и чего ждать в 2025 году (исследование)

Украинская экономика продолжает адаптироваться к условиям войны, в частности путем мобилизации ресурсов для обеспечения потребностей оборонной отрасли. Ритейл уже третий год подряд сосредоточен на повышении эффективности, сокращении расходов и обеспечении бесперебойных поставок товаров.

Об этом свидетельствуют результаты исследования рынка продовольственного ритейла, проведенного компанией GT Partners Uktraine, пишет Delo.ua.

Регионы развития продовольственных ритейлеров в 2024 году

Больше всего новых магазинов в прошлом году открыто на западе Украины, что составляет 41,5% от общего количества. В частности больше всего открытий в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской, Ивано-Франковской, Хмельницкой, Черновицкой и Закарпатской областях, где ситуация с безопасностью значительно стабильнее.

На второй позиции для экспансии food-ритейлеров находится центр Украины (Винницкая, Черкасская, Полтавская, Кировоградская области), где в 2024 году было открыто около 16% новых маркетов.

На севере Украины (Житомирская, Киевская (без г. Киев), Черниговская, Сумская области) за 2024 год было открыто 129 новых магазинов, что составляет почти 14% от общего количества открытий по всей стране.

На востоке Украины (Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Донецкая и Луганская области) в 2024 году было открыто 107 новых магазинов, что составляет 11,5% от общего количества новых объектов по стране. В то же время на юге Украины (Одесская, Николаевская, Херсонская области и АР Крым) открылось лишь 5,6% новых торговых точек.

Прогнозы по развитию рынка продовольственного ритейла в 2025 году

Ключевыми проблемами для развития бизнеса в Украине остаются война и ситуация с безопасностью. Как прогнозирует Всемирный банк, экономический рост снизится с 3,2% до 2% в 2025 году из-за боевых действий.

Повреждения инфраструктуры, логистические проблемы, дефицит транспорта и изменение маршрутов затрудняют доставку, повышая расходы и ограничивая доступность товаров, что также влияет на цены.

Углубляется кадровый дефицит из-за миграции и мобилизации, а наличие кадров становится ключевым фактором для развития ритейла, поскольку открытие нового магазина требует надлежащего укомплектования штата.

Массовый выезд за границу и потери человеческих жизней приводят к сокращению численности населения в Украине, что вместе с падением покупательной способности, негативно влияет на внутренний спрос. Налоговая нагрузка также создает дополнительные ограничения не только развития, но и функционирования бизнеса и покупательной способности потребителей.

Дефицит качественной коммерческой недвижимости и высокие арендные ставки затрудняют поиск торговых площадей для бизнеса, особенно в условиях войны и экономической нестабильности. Перебои в энергоснабжении из-за повреждения инфраструктуры могут создать дополнительные трудности для предприятий. Ограничения на рекламу алкоголя влияют на маркетинговые стратегии и продвижение брендов.

В 2025 году ритейл будет адаптироваться к новым потребностям, активно внедряя автоматизацию и технологии для оптимизации расходов, улучшения логистики, повышения эффективности и снижения зависимости от персонала.

Потребители в Украине сохраняют рациональный подход к расходам, ориентируясь на базовые потребности и откладывая второстепенные покупки. Это будет способствовать расширению ассортимента доступных товаров. 

Онлайн-продажи сохранят свои позиции на украинском рынке. Доля покупок через смартфоны будет расти, поскольку потребители ценят удобство и скорость.

Трендом станут гибридные форматы, объединяющие супермаркеты, рестораны, кафе и сервисные зоны в одном пространстве, делая процесс покупок более удобным для потребителей.

По результатам предыдущих лет, товары с маркировкой "Сделано в Украине" становятся все более популярными среди потребителей. Спрос на отечественную продукцию будет оставаться важным трендом в 2025 году.

Кардинальных изменений на рынке не ожидается, и значительного всплеска открытий новых магазинов от большинства ритейлеров не будет. Прогнозируется, что в 2025 году количество новых магазинов, открытых продовольственными торговыми сетями Украины, останется на уровне 2024 года или увеличится незначительно.

Тренды 2024 года

Спрос на базовые товары и услуги и развитие онлайн-продаж стали ключевыми факторами стабильности.

Реальные доходы бюджета восстановились до довоенного уровня, что свидетельствует о положительной динамике в экономике. В то же время политика высоких ставок НБУ не привела к стабилизации экономики, поскольку основной причиной инфляции является рост расходов, а не повышение спроса. Повышение налогов и рост цен создали дополнительную финансовую нагрузку на бизнес и население, отмечают аналитики компании.

В 2024 году закрылись более 250 тысяч ФОПов, но открылись на 119 тысяч больше, что свидетельствует о приросте на 7,5%. Ожидается, что новые налоговые ставки принесут дополнительные 141 млрд гривен в бюджет в 2025 году.

В 2024 году международные инвестиции снизились, в частности на 24,2% меньше новых компаний с иностранными учредителями.

Цены на непродовольственные товары выросли на 4,1%, в частности из-за колебаний валютного курса, а стоимость услуг выросла на 12,5%, в частности в здравоохранении, транспорте, связи и других сферах.

Индекс ожиданий деловой активности (ИОДА) в январе 2025 года составил 41, что соответствует уровню января 2024 года. Среди основных сдерживающих факторов - ситуация с безопасностью, недостаточные инвестиции, потребность в энергоресурсах и рабочей силе, рост расходов и инфляционное давление.

В то же время на ожидания предприятий положительно влияли устойчивый потребительский спрос и объемы международной финансовой помощи.

Читайте также: Цифровые платежи: 75% магазинов увеличили доходы благодаря безналичным расчетам (исследование)

Оборот розничной торговли Украины вырос на 17,7% по сравнению с 2023 годом, а в долларовом эквиваленте - на 3,1%. Несмотря на положительную динамику, рынок все еще испытывает последствия негативных факторов, накопленных за предыдущие годы.