Феномен Херсона, потери и восстановление: СЕО Фокстрота Алексей Зозуля об опыте войны
СЕО техноритейлера Фокстрот Алексей Зозуля рассказал о потерях бизнеса от российской агрессии и рецепте возобновления работы и показателей.
По словам Зозули, план действий на случай экстренной ситуации был согласован еще за месяц до начала полномасштабного вторжения, а во внутренней коммуникации максимально избегали слова "война". Никто из сотрудников не мог поверить, что такое возможно в 21 веке.
В определенных моментах этот план был оптимистичным, а кое в чем пессимистическим, поскольку спрогнозировать объемы и все вероятные сценарии было невозможно. Из действенных шагов – мы успели заранее эвакуировать из восточных магазинов часть товарно-материальных ценностей в центральные и западные регионы и несколько ограничить поставки товаров, - говорит СЕО Фокстрот.
Проте цього було недостатньо, оскільки масштаб і характер війни був геть не таким, як уявляли.
Потери
Самая весомая потеря была в первый месяц войны, ею стал центральный склад компании, оказавшейся в эпицентре боевых действий за Гостомель Киевской области.
Здание полностью сгорело от попадания вражеских ракет. Только товарный ущерб составил 650 млн грн. Это стало первым ощутимым для локальной экономики фактором, перевернувшим работу ритейлера на ближайшие полгода.
Когда это произошло, команда компании решила проанализировать, что у них есть, рассказывает СЕО ритейлера.
Основным активным оказались клиенты и те магазины, которые не пострадали от действий окупантов и могли продолжать работать в более безопасных регионах.
Нулевая задача, которая стояла перед нами: дать персоналу возможность обезопасить себя, свои семьи, решить личные вопросы. А потом мы их пригласили к эвакуации товара из тех прифронтовых регионов, где это было еще возможно. В результате – мы закрыли 100 магазинов, открыли 60. Это был управляемый, хоть и не идеально построенный процесс. Но это сработало, чтобы выстоять и продолжить бизнес, – объясняет Алексей Зозуля.
Феномен Херсона
Ряд магазинов сети, оказавшихся на временно оккупированных территориях уже в первые недели войны, были уничтожены, разграблены или все сразу. К ним относятся точки в Мариуполе, Мелитополе и ТРЦ Fabrika в Херсоне.
По уцелевшим магазинам было принято однозначное решение, согласованное с акционерами - ни в коем случае не идти на сотрудничество с оккупантами, перерегистрацию или торговлю другими валютами, кроме гривны.
Единственный магазин, продолжавший работать в оккупации – Фокстрот в центре Херсона. По странному совпадению, именно в этот магазин ни разу не приходили оккупанты, хотя он располагался рядом с администрацией и местом проведения антироссийских митингов.
Поэтому он торговал, пока была возможность и товар, который мы распродавали по «бросовым» ценам. В то же время, с вопросом о сотрудничестве к нам приходили местные коллаборанты в Каховке, Энергодаре, и после отказа на следующий же день они выгнали наших людей из магазина и опечатали его. О дальнейшей судьбе товара мы можем только догадываться, – рассказывает СЕО компании.
Компенсация
Зозуля подчеркнул, что если будет разработан четкий государственный механизм компенсации и компания сможет вернуть эти деньги, это будет приятным бонусом. Но отметил, что если бы Фокстрот полагался только на чью-то помощь, то ничего бы не получилось.
Именно поэтому, получив известие о первых потерях, компания начала все это фиксировать и документировать. Для этого работала целая группа юристов и финансистов, которая передавала свои выработки в соответствующие инстанции.
По словам топ менеджера, даже если бы это не сработало, компания получила бы для себя подробный отчет.
Необычные решения за время войны
Таких было несколько, рассказывает Зозуля, и все они были подчинены желанию выжить.
Была принята жесткая бизнес-модель на следующие месяцы 2022 года, в ее рамках были приняты решения, связанные с расходами и вынужденной необходимостью закрывать магазины.
Для коммерсанта это противоестественный шаг, но только так можно было правильно организовать потоки денежных средств. Компания довольна результатом, поскольку теперь уверена в том, что будет завтра.
Мы знаем, как работать в военных условиях, как охранять себя и своих покупателей, как реагировать на изменения конъюнктуры, как работать без света, связи, электричества. И мы видим, что и люди, и бизнес могут быть очень адаптивными. Эта гибкость дала возможность пройти нашей стране этот сверхсложный путь с начала февраля по этот момент, - резюмировал Алексей Зозуля.
СЕО подчеркнули, что команда Фокстрот научилась многим вещам, которые три года назад воспринимались как фантастика. Анализируя сегодняшнюю ситуацию, он осознал, что все новации окупаются и всегда надо думать над тем, что еще сделать
Источник: Dattalion
Читайте также: Зоряна Солтан, ТРЦ Respublika Park: о конверсии, восстановлении трафика и благотворительных мероприятиях