"Эпицентр", Александр Герега: о работе на оккупированных территориях, будущих ТРЦ и новых форматах

Сооснователь группы компаний "Эпицентр" Александр Герега рассказал об амбициях и будущих планах ритейлера, влиянии войны на бизнес и превращение строительных гипермаркетов в полноценные ТРЦ.

Украинский Совет Торговых Центров выбрал самое интересное из большого интервью предпринимателя для Forbes и предлагает в своем материале.

Влияние войны

С начала полномасштабной войны компания не прекращала работу ни на день, когда российские войска пытались двигаться на Киев, часть сотрудников эвакуировали в Хмельницкую область, где еще в 2021 году открыли IQ-офис.

В начале вторжения этот офис фактически стал запасным командным пунктом, хотя возвращение в столицу состоялось уже 2 марта.

Уже 17 числа было продолжено строительство двух торговых центров в Киеве и Львове, которые начали возводить еще до 24 февраля 2022 года.

Работа на оккупированных территориях

Журналисты "Схем" провели расследование, по результатам которого утверждали, что "Эпицентр" еще с 2014 года и полномасштабного вторжения продолжал работать в Крыму и на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

По словам Александра Гереги, после аннексии Крыма компания утратила контроль над тамошними ТЦ и управление ими фактически осуществлялось руководителями отдельных ТЦ, которые остались в Крыму и сотрудничали с оккупационными властями.

Они, к сожалению, использовали опыт и знания, которые приобрели в нашей системе. Как юридически осуществлялась организация бизнес-процессов нам не известно, так как мы не принимали в этом участия. Однако, из средств массовой информации мы узнали, что при участии тех же лиц торговые центры были национализированы и в конце концов ими присвоены.

Предприниматель уверяет, что любые заявления о работе компании на оккупированном полуострове не соответствуют действительности. 

Ситуация на Донбассе аналогичная. После оккупации ООО "Эпицентр К" полностью потеряло контроль над своими торговыми объектами на оккупированных частях Донецкой и Луганской областей. Компания не ведет хозяйственной деятельности на указанных территориях и не имеет отношения к деятельности, которую вели там бывшие менеджеры.

Новые концепции

В формате shop-in-shop ритейлер работает еще с 2008 года, при этом постоянно проводя рестайлинг, адаптируясь под потребителя и локацию.

Концептуально сеть не собирается отходить от этого формата. По мнению Гереги, это одна из лучших идей компании.

Когда в прошлом году мы открыли во Львове новый ТРЦ "Эпицентр", то покупатели на открытии спрашивали: "А где сам "Эпицентр"? Посетители думали, что мы сдали площади в аренду, ведь "Эпицентр" кардинально изменился с появлением новых форматов shop in shop, став полноценным торговым центром.

В 2020 году компания начала выходить с концептуальными магазинами за пределы "Эпицентра". Сейчас планируется делать ставку на Intersport, Галереи Деко и детские товары E.Pic, однако прорабатывается и несколько новых форматов.

Одним из новых проектов стал выход "Эпицентра" в фуд-направление с собственным супермаркетом Food Market. Спикер пояснил, что стороннюю сеть не приглашали, ведь не хотели зависеть от других игроков. 

Открытие полноценных ТРЦ

В этом году "Эпицентр" планирует открытие новых ТРЦ с привлеченными арендаторами.

Считаем, что торгово-развлекательные центры - это также будущее для "Эпицентра". Потому что есть классный "якорь" - это сам "Эпицентр". Конечно, мы должны собрать классный пул арендаторов масс-маркета, который существует в других странах. И мы хотим добавить еще то, над чем мы работаем последние три года. Это будет совершенно новый формат, которого в Украине еще нет.

Сейчас в "Эпицентре" примерно 8,3% - это строительные материалы. 12% - отделочные материалы: обои, краски и тому подобное. Возможно, после начала масштабного восстановления доля строительных материалов может вырасти до 20%.  

При этом своим конкурентом совладелец компании считает весь потребительский рынок, ведь вся розничная торговля связана.

36a86a749259eeaa267e97b399d4b021 | 1

Польские активы

Недавно "Эпицентр" купил польские активы Intersport. Герега объясняет, что польский рынок является одним из наиболее перспективных рынков Европы на ближайшие 10-20 лет.

Мы заходим в Польшу со спортивным направлением, потому что это перспективный рынок. Интерспорт в Польше раньше не имел стабильного собственника. Это были разные инвесторы. А сейчас мы хотим фактически объединить Intersport Польша и Intersport Украина в одно целое. Будем иметь возможность аккумулировать значительное количество товарной массы.

Сейчас компания уже закупает товар централизованно и на Польшу, и на Украину.

Стратегия на будущее

Сейчас ритейлер имеет план развития на ближайшие 10 лет. Планируется расти в зависимости от трансформаций общества вокруг. 

Герега вспомнил интересную историю, как много лет назад в Украину приехал Манфред Маус, который был основателем сети OBI и президентом Европейской ассоциации DIY ритейла.

Ему проводили экскурсию по новому объекту на Берковецкой. До этого топ-менеджер очень критиковал все ТЦ "Эпицентры" и делал немало замечаний. А в новом формате на Берковецкой он только осматривал все и молчал.

На вопрос, почему он молчит Манфред повернулся и посмотрел на нас холодным, здравомыслящим и прагматичным взглядом настоящего немецкого бизнесмена. Тогда он спросил: "Кто вы такие и что вы себе позволяете? Мы в Европе не имеем смелости делать такие вещи. Мы давно ищем направления нашего развития. А вы уже сделали шаги, на которые мы никогда не решались. Кто вам подсказал это сделать.

Читайте также: Супермаркет или магазин "возле дома": что выбирают украинцы

Также Александр Герега резюмировал, что сеть стремится к показателю в минимум 500 локаций.