Странные требования и некачественные сметы: почему частные девелоперы не участвуют в гостендерах на восстановление

Частные строительные компании, несмотря на большой спрос, не хотят иметь дело с бюджетными деньгами и участвовать в тендерах на восстановление. Опытные застройщики, которые могли качественно восстановить разрушенное жилье и инфраструктурные, неохотно работают с государственными органами и бюджетом.

Одни компании имеют неприятный опыт такого сотрудничества, другие не хотят повторять их ошибки. Почему так происходит и как это исправить, эксперты отрасли рассказали LIGA.net. Редакция УСТЦ выбрала главное из материала.

Занятость девелоперов

С началом полномасштабного вторжения оккупантов спрос на недвижимость резко упал, поэтому застройщики начали откладывать завершение имеющихся объектов и не начинают новых.

Но даже отсутствие продаж не может заставить частных девелоперов участвовать в государственных тендерах на восстановление.

Компании неохотно комментируют эту тему, сейчас сконцентрированы прежде всего на том, чтобы достроить свои начатые проекты. По информации компании DIM, темпы ввода в эксплуатацию в 2022 году сократились на 38%. Поэтому для восстановления потерянного понадобится минимум 6-8 лет, а значит, девелоперам есть чем заниматься.

Проблемы государственных закупок

По словам главы Государственного агентства восстановления и развития Мустафы Найема, нежелание участвовать в тендерах связано со стереотипом о том, что "на государственных тендерах все со всеми условлено".

Поскольку для того, чтобы подготовить тендерную документацию, нужно тратить средства и ресурсы, а по результатам все вроде бы расписано и все все знают. Это объективные причины, о которых нам говорят, – рассказал Найем.

Однако даже те застройщики, которые решаются поучаствовать в государственных тендерах, часто сталкиваются с некачественной или неполной проектно-сметной документацией.

Именно документы могут делаться "под кого-то" или выставляться не полностью, или с нерыночной стоимостью работ.

Нередко в тендере прописаны мелкие и лишние требования, не влияющие на реализацию проекта, однако отсеивают большое количество участников. Иногда заказчики требуют документального подтверждения наличия специфической техники или даже документы на мелкую технику.

И это еще не все, ведь иногда компаниям, работающим с государственными тендерами, иногда вынуждены иметь дело с правоохранителями, которые приходят с вопросами о перерасходах или неэффективном расходовании государственных денег. Однако это может означать проблемы не у генподрядчика, а у самого заказчика.

Часто такими проектами занимаются компании, заточенные именно под такую ​​деятельность. К примеру, фирмы бывших госслужащих или партнеров действующих представителей власти.

Хуже всего, что такие компании пугают других. Я знаю случаи, когда в областях их представители приходят и "просят" не участвовать в тендерах, или даже об этом намекают сами заказчики, – рассказывает чиновник.

Мнение девелоперов

Киевские компании считают участие в таких тендерах достаточно сложным, кропотливым, энергозатратным процессом, требующим концентрации именно на нем.

Вы не сможете параллельно заниматься еще чем, потому что тот объем документации, подотчетности, ответственности вас просто съест, – говорит концептолог группы компаний DIM Алена Пискунова.

По мнению президента Национального экспертно-строительного альянса Виктора Лещинского, для коммерческих компаний работа с государственным сектором неприемлема из-за специфики оформления документов и ограничения сметной документации.

Многие предпринимателей уже потеряли большую часть заработка, человеческий или производственный потенциал из-за участия в таких тендерах.

По словам эксперта, в государственном секторе строительства социальной направленности могут быть большие задержки по выплатам, поэтому девелоперы боятся не получать свои средства вовремя.

Еще одна проблема заключается в низкой ставке зарплаты по государственным сметам. Люди не хотят идти на такие стройки, а дефицит квалифицированной рабочей силы, по словам девелопера Алексея Баранова, также влияет на невозможность бронирования персонала от мобилизации.

Также мешает использование при строительстве материалов импортного производства, что делает невозможным хеджирование валютных рисков и отсутствие механизмов страхования от последствий войны.

Как это изменить?

В настоящее время команда Государственного агентства проводит открытые консультации с подрядными компаниями. На них хотят выслушать, что отталкивает частных застройщиков от участия государственных тендерах.

Госагентство изучает практику АМКУ, отражающую основные проблемы и причины, по которым компании обращались к регулятору.

Также они обратились за консультацией в Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк.

В результате была разработана унифицированная методика, по которой сейчас проводят все тендеры. Однако эта методика носит рекомендательный характер и не обязательна к выполнению.

Ее правила определяют важность квалификационных условий для компаний, гарантий выполнения контрактов и требований к тендерной документации. Это дает первые результаты, однако двигаются они очень медленно.

Сейчас Агентство проводит переговоры с харьковскими, днепровскими, запорожскими компаниями, которые имели опыт работы с гостендерами, однако больше не возвращались к этой практике.

Читайте также: ЛУН назвал самых узнаваемых девелоперов Киева в 2023 году (инфографика)

Мустафа Найем приводит пример, когда заказчик дисквалифицировал компанию, аргументировав это тем, что ее техника не соответствовала заявленной в тендерной документации, при том, что она была лучше.

По мнению экспертов, драйвером привлечения средств в восстановление могу стать государственно-частное партнерство (ГЧП).

Нам кажется перспективным государственно-частное партнерство, когда обе стороны выступают равноправными субъектами соглашения. Тогда девелоперы могут быть привлечены, чтобы принести наилучшую практику, современное видение в архитектуре, планировании, инфраструктурном наполнении, квартирографии для решения тех или иных социальных задач. В вопросах реновации устаревшего жилищного фонда без игроков рынка не обойтись. Поэтому я не исключаю, что в подобных программах будет большее участие рынка, – говорит Алена Пискунова.