Денис Горовой, Prom.ua: об изменениях в компании, росте прибыли и паническом спросе

СЕО маркетплейса Prom.ua Денис Горовой рассказал, как за год войны удалось увеличить продажи на 20%, а чистую прибыль – в четыре раза, до 225,2 млн грн.

*Справка. Prom.ua является частью бизнеса украинской продуктовой компании EVO. Маркетплейс имеет аудиторию в 5 млн. покупателей. EVO Group в 2018 году вошел в состав украинской компании Rozetka. По словам Горового, Prom.ua составляет 60% из общего доходного пакета группы.

Как изменился украинский рынок электронной коммерции?

Горовой отмечает, что с начала войны было несколько этапов подобных изменений. Сначала все обрушилось до нуля, затем размещать предложения на маркетплейсах начали небольшие предприниматели. Такие компании стали восстанавливаться быстрее и эта тенденция сохраняется до сих пор.

Спикер оценивает долю EVO на украинском рынке в более чем 40%.

Что касается количества заказов на маркетплейсе, то больше всего снизилось количество заказов из Харькова и области, хотя до войны это был третий или четвертый для Prom регион.

А западные города сначала резко выросли, но летом вернулись к более или менее привычным значениям.

Да и, понятно, оккупированные территории – мужественные предприниматели понемногу присылают оттуда, как только их увольняют ВСУ. Так, например, сейчас происходит с Херсонщиной. Мы предоставляем им бонусы, чтобы могли отправлять без комиссии, – рассказывает Денис Горовой.

Формирование комиссии

Комиссия за размещение на маркетплейсе состоит из двух компонентов, а именно подписка (годовая плата за то, чтобы иметь свой сайт на Prom) и комиссия от продаж.

В течение прошлого года маркетплейс позволял некоторым компаниям перейти в режим замораживания, если они не хотели продолжать свою годовую подписку.

Prom хранил всю их информацию, но заказать что-нибудь у таких магазинов было невозможно. Из-за этого компания потеряла около 30-40% дохода, поэтому сейчас от этой уступки отказываются. Этот режим сохраняется только для компаний, находящихся в регионе активных боевых действий.

А если говорить о модели комиссионной – мы перешли на единую ставку, которая зависит от категории (5-15%). Раньше компания могла самостоятельно определять, какую комиссию она готова платить. Сейчас если компания выполняет наши условия качества обслуживания, у нее появляется возможность снизить ставки или повысить ставки, или получать больше заказов или чуть меньше, но платить меньшую комиссию, - рассказывает СЕО.

Количество клиентов

Доля покупателей, впервые сделавших заказ на Prom.ua за год выросла на 6%. Количество продавцов, имеющих сайт или продажи по маркетплейсу составляет 45 тысяч, к полномасштабной войне показатель достигал 60 тысяч.

Если говорить о динамике последних месяцев, то количество впервые приходящих больше, чем год-полтора назад.

Среднемесячный показатель регистраций предпринимателей составляет более 1,5 тысяч, но не все из них начинают активно работать.

Сейчас продаж через платформу примерно на 20% больше, чем до полномасштабной войны.

Средний чек вырос на треть, если сравнивать год к году, он составляет около 1000 грн. Это произошло в основном из-за так называемых товаров панического спроса: генераторов, туристического снаряжения, товаров военного назначения.

Товары с наибольшим спросом

В 2022 году это прежде всего техника, электроника, товары для дома, детские товары, зоотовары, но к традиционным категориям добавились и товары военного назначения и товары панического спроса.

Мы прошли несколько этапов. Сначала разрешали продавать всем, кто был готов продавать, поскольку понятно было, что ставить какие-то барьеры не ко времени. Летом стало ясно, что, к сожалению, есть случаи, когда продают некачественные товары, чтобы заработать. С тех пор продавать такие чувствительные товары можно только предоставив нам сертификаты качества, - рассказывает Денис Горовой.

Что изменилось в EVO

До начала полномасштабного вторжения группа работала в режиме роста и основной фокус был на увеличении показателей товарооборота.

После 24 февраля маркетплейс перешел в режим более контролируемого роста с менее агрессивным инвестированием в продвижение и маркетинг.

В начале вторжения мы сначала пытались никого не увольнять. Договорились с коллегами о сокращении зарплаты, поскольку доходы упали почти до нуля. Но уже через месяц поняли, что с переходом на эту более осторожную модель, часть людей неизбежно останется без работы.

Поэтому около трети работников пришлось уволить, но каждого пятого из них уже удалось вернуть обратно к работе. Сейчас штат компании составляет около тысячи человек.

EVO работает в гибридном формате, преимущественно онлайн. Зимой офис компании был пунктом несокрушимости, его постоянно снабжали электроэнергией генераторы.

В общей сложности под руководством EVO работают 12 бизнесов, три из которых появились уже после начала войны - это маркетплейс украинских товаров с доставкой за границу Made with Bravery, платформы для волонтеров Help Volunteer и Подмога.

Больше всего пострадали бизнесы, построенные на B2B-модели, в частности, Nákupki.Prom. Количество закупок на нем уменьшилось на 30-40%. Меньше всего пострадали бизнесы, построенные на потребительской бизнес-модели – Prom, Shafa, Kabanchik, ИЗИ. Если сравнивать по количеству заказов на Prom.ua, то показатели 2022 только на 10% меньше, чем довоенные.

Выход из рф и планы по экспансии

Украинский маркетплейс запустил сервис Satu.kz еще 15 лет назад, а сейчас намерен до конца лета запустить несколько новых международных проектов.

Читайте также: Олег Вишняков, "Мегамаркет": советы по развитию e-commerce украинским ритейлерам

У Prom был один проект в России, который закрыли в самом начале вторжения, а проект в Беларуси передали местному менеджменту. Оба этих проекта составляли в пределах 10% группы.

Liga.net