Чорна п’ятниця 2023: українські ТРЦ поділились результатами головного розпродажу року (інфографіка)

Недавно в Украине завершилась самая масштабная распродажа года, так называемая Черная пятница. В этом году ТРЦ чрезвычайно активно поддерживали своих арендаторов и вводили маркетинговые активности в поддержку ритейлеров, подготовивших скидки и другие выгодные предложения.

А отразилось ли это на показателях деятельности ТРЦ, и как Черная пятница 2023 года отличается от распродаж довоенного времени? Об этом Украинский Совет Торговых Центров спросил у крупнейших игроков рынка, маркетинг-директоров ТРЦ, руководителей девелоперских компаний и т.д.

Budhouse Group, операционный директор Максим Гаврюшин:

Можно сказать, что Черная пятница в этом году не состоялось, состоялась Черная неделя, делится результатами эксперт.

От самой Черной пятницы мы ожидали большего, но получилось так, что именно в этот день показатели посещаемости во всех наших ТЦ были ниже, чем в 2021 году. Если в прошлые довоенные годы в ЧП обычно было больше людей на 50-60%, чем в обычную пятницу, то в этом году ЧП отличается от обычной пятницы лишь на 20-40% в зависимости от города, - говорит Максим Гаврюшин.

Сама же Черная пятница-2023, если сравнивать с довоенным 2021 годом, была на 30% меньше посещаемая в ТРЦ Nikolsky (Харьков), на 7% меньше посещаемая в Forum Lviv (Львов), и на 1% меньше посещаемая в Lubava ( Черкассы). 

Но если сравнивать недели, то показатели совсем другие, так, в Forum Lviv и Lubava посещаемость за неделю выросла на 15% и 12% соответственно, по сравнению с 2021 годом. В Харькове показатели Черной Недели 2023 не достигли результатов недели 2021-го (-20%), но это больше связано с тем, что трафик Nikolsky еще до конца не возобновился, да и тревоги занимают в Харькове значительно больше времени. 

Трансформация Черной пятницы в Черную неделю в этом году связана с тем, что скидки начали предоставляться значительно раньше обычного, резюмировал операционный директор Budhouse Group.

image 2023 12 01 10 11 23 | 1

Dragon Capital, коммерческий директор Dragon Capital Property Management Наталья Кравец:

В этом году, как и в предыдущие периоды, в торговых центрах компании Черная пятница также растянулась на Черную неделю, с самой высокой активностью в четверг - воскресенье.

В 2023 році ми побили рекорди і по відвідуваності, і по товарообігах. До того ж, у Victoria Gardens 23 листопада відновив свою діяльність H&M без будь-яких попередніх оголошень, - прокоментувала Наталія Кравець.

Статистика изменений посещаемости в ТРЦ в саму Черную пятницу, а также в выходные (пятница-воскресенье) 2023 года по отношению к 2021 году выглядит так:

  • Piramida Киев: ЧП 2023/2021+10%, Выходные 2023/2021+11%;
  • Sky Park Винница: ЧП 2023/2021+3%, Выходные 2023/2021+16%;
  • Victoria Gardens Львов: ЧП 2023/2021+49%, Выходные 2023/2021+26%;
  • Аладдин Киев ЧП 2023/2021+3%, Выходные 2023/2021+3%.

image 2023 12 01 10 02 08 | 2

Arricano, директор департамента торговых площадей Денис Корнута:

В этом году ожидания от Черной Пятницы были более оптимистичными по сравнению с 2022 годом. С учетом того, что в прошлом году Черной пятницы в компании фактически не почувствовали, ведь россия атаковала нашу инфраструктуру и ТРЦ много времени не могли нормально функционировать, в этом году и арендаторы, и арендодатели возлагали большие надежды на этот период.

Уровень трафика, который мы видели в наших проектах, превзошел ожидания. Неделя, на которой магазины-партнеры в наших торговых центрах предоставляли наиболее высокие скидки, продемонстрировала в среднем динамику +30-40% роста посещаемости по сравнению с 2022 годом. Даже наши торговые центры в Запорожье и Кривом Роге продемонстрировали высокий уровень трафика и привлеченности клиентов, несмотря на тревоги в рабочее время. В киевских проектах в пятницу-субботу мы почти достигли довоенного уровня трафика, а в день проведения розыгрышей, 26.11.2023 года, рост трафика по сравнению с 2022 годом составил более 70%, - комментирует Денис Корнута.

Со стороны привлечения клиентов к участию в стимулирующем промо во всех торговых центрах компании достигли уровня 2021 года.

Руководитель отдела маркетинга сети ТРЦ "Экватор", Алла Ткачева:

В сети отмечают, что в Украине Черная пятница стала гибкой, адаптивной и трансформационной, поэтому может продолжаться до так называемого Киберпонедельника. 

Алла Ткачева называет этот скидочный период "ритейл-пятницей", которая длится от нескольких дней до нескольких недель. Помимо коммерческих сегодня добавляются еще и риски воздушных тревог, поэтому пролонгация "пятницы" усиливает запланированный эффект в регионах. 

В этом году в большинстве магазинов ТРЦ "Экватор" Черная пятница длилась более 2 недель. Как это отразилось на трафике? Безусловно, повысило трафик не только в Черную пятницу, ведь посетителей привлекали скидки в течение всего периода. Покупатели смогли запланировать посещение ТРЦ на предыдущую субботу и воскресенье, таким образом сняв свои опасения, такие как нехватка времени, вероятность временной приостановки работы магазинов в связи с воздушной тревогой или дефицита размеров и определенных товаров, - говорит руководительница отдела маркетинга.

Торговые центры, в свою очередь, получили две недели увеличения трафика. Посещаемость 24-26 ноября 2023 г. к 26-29 ноября 2021 г. превысила на 4%. Алла Ткачева считает, что это эра формирования новых потребительских привычек и клиентоориентированных традиций.  

В следующем году сеть ТРЦ "Экватор" в Черную пятницу планирует анонсировать события заранее, предварительно исследовав и проанализировав изменения в поведении покупателей, а также учитывая изменения общего характера, которые будут происходить в стране.

Аналитика посещаемости на примере ТРЦ Экватор, г. Ровно:

  • Черная пятница 2023 по отношению к предыдущей пятнице 2023: +27%
  • Черные выходные 2023 по отношению к предыдущим выходным 2023: +5%
  • Черная пятница 2021 по отношению к предыдущей пятнице 2021: +63%
  • Черные выходные 2021 по отношению к предыдущим выходным 2021: +24%
  • Черная пятница 2023 по отношению к Черной пятнице 2021: -8%
  • Черные выходные 2023 по отношению к Черным выходным 2021: +4%

image 2023 12 01 10 22 23 | 3

БФК Gulliver Киев, Екатерина Жураковская, директор по маркетингу:

Традиционно в период Черной пятницы в ТРЦ ожидают увеличенные показатели трафика и товарооборотов арендаторов. И в этом году прогнозы были неизменными.

Самая большая концентрация людей пришлась именно на пятницу, 24 ноября, поскольку в Gulliver подготовили большую поощрительную программу для посетителей.

24 ноября в центральном атриуме прошел большой звездный концерт с участием Shumei, Alekseev и других артистов, в галереях организовали мастер-классы для детей. Также каждый гость, который совершил покупки, мог принять участие в промоакции в партнерстве с нашими арендаторами – при покупке от 1500 гривен в нашем ТРЦ каждый гарантированно получал приятный приз, - объясняет Екатерина Жураковская.

Кроме того, 24 ноября ТРЦ Gulliver конвертировал вес покупок гостей в донат в поддержку благотворительного фонда "Охматдет".

Что касается сравнения с Черной пятницей 2021-го, важно подчеркнуть изменение тенденций, говорит маркетинг директор ТРЦ и также отмечает пролонгацию скидочного периода с нескольких дней до целой недели.

Благодаря этому поток трафика равномерно распределился в течение этих дней.

ТРЦ "Оазис" Хмельницкий

В пресс-службе торгового центра отметили, что полномасштабное вторжение до сих пор существенно влияет на потребительские настроения населения, а соответственно и на проведение подобных акций.

Если в прошлом году все игроки рынка были достаточно осторожны с проведением любых активностей из-за "блэкаутов" и обстрелов инфраструктурных объектов, то в этом году магазины начали готовиться к Черной пятнице заранее.

В целом можно сказать, что мы удовлетворены теми показателями посещаемости, которые мы получили в этом году. Относительно объема товарооборота арендаторов ожидаем рост на 30-50% по сравнению с прошлым годом, - говорят в пресс-службе.

В этом году посещаемость ТРЦ на Черную пятницу была несколько ниже по сравнению с довоенным периодом (ноябрь 2021 года). Но помните, что именно в 2021 году мир столкнулся с пандемией COVID-19, и в стране были введены существенные ограничения по работе ТРЦ, которые были сняты именно в канун главной распродажи года.

Фактор отложенного спроса в этом случае как раз и сыграл ключевую роль как в посещаемости ТРЦ, так и в товарообороте арендаторов. Именно поэтому мы не смогли достичь показателей 2021, но если анализировать весь ноябрь 2021 и 2023 годов, то наблюдаем существенный прирост среднедневной посещаемости на 17%, - пояснили в "Оазисе".

Существенного падения посещаемости в периоды ожидания скидок не наблюдалось, как это было в прошлые годы, когда уже за 2-3 недели покупатели, выбрав определенные позиции, отказывались от покупок и ждали скидок. Вместе с тем, не было больших пиков и переполненности ТРЦ в Черную пятницу и выходные.

Показатели посещаемости выглядят так:

  • Черная пятница 2023 по отношению к предыдущей пятнице 2023: +17%
  • Черные выходные 2023 по отношению к предыдущим выходным 2023: +5%
  • Черная пятница 2021 года по отношению к предыдущей пятнице 2021 года: +71%
  • Черные выходные 2021 по отношению к предыдущим выходным 2021: +34%
  • Черная пятница 2023 года по отношению к Черной пятнице 2021 года: -6,5%
  • Черные выходные 2023 по отношению к Черным выходным 2021: -10%

image 2023 12 01 10 27 11 | 4

ТРЦ Подоляны Тернополь

В тернопольском ТРЦ также традиционно ожидали роста посещаемости и роста продаж в период Черной Пятницы, ведь это самая большая распродажа года.

Мы хорошо подготовились к проведению акции, кроме традиционной рекламной кампании, именно в эти дни у нас проходили разноплановые активности (ведущий, dj, конкурсы, призы в пятницу, социальная акция по противодействию насилию в субботу и Всеукраинские соревнования по спортивным танцам). Наши ожидания были оправданы и даже превзойдены, – говорят в пресс-службе Подолян.

Читайте также: Сколько людей вернется домой? Исследование

Фиксируется положительная динамика, несмотря на все обстоятельства. Арендаторы в этом году предоставляли беспрецедентно высокие скидки, что тоже повлияло на активность покупателей. К тому же сыграл положительную роль перенос традиционных рождественско-зимних праздников – люди уже готовятся к Николаю и Рождеству, покупают родным и близким подарки.