Почему якорные супермаркеты – must-have для украинских ТРЦ?
Европейские эксперты специально для издания Across-magazine прокомментировали синергию ТРЦ и якорных супермаркетов, их развитие и преимущества.
Ниже представлен комментарий украинского эксперта – Виталия Бойко, CEO NAI Ukraine.
Какие экономические выгоды получает ТРЦ с появлением в тенант-миксе продовольственного якоря?
Розничная торговля продуктами питания была и остается одним из важнейших якорей в любом ТРЦ. Когда начали появляться первые торгово-развлекательные центры, во многих постсоветских странах доля расходов на продукты питания и FMCG (Fast Moving Consumer Goods) составила около 50% месячного дохода. Еще один немаловажный фактор – появление гипермаркетов. В них продавалось 60% непродовольственных товаров, которые в то время были в дефиците. К примеру, когда в Луганске был открыт первый Metro Cash and Carry, ноутбуки стали самым продаваемым товаром.
Что получает ТРЦ от присутствия в нем супермаркета?
Во-первых, высокий поток посетителей (от 1 000 до 15 000 человек в сутки в гипермаркетах).
Во-вторых, ставки аренды продовольственных якорей в Украине варьируются от 100 до 300 евро за квадратный метр в год.
В-третьих, имея товары FMCG, супермаркеты иногда являются основными генераторами трафика в будни, что позволяет другим арендаторам иметь более сбалансированные продажи в течение недели.
Что, в свою очередь, получают сети супермаркетов от присутствия в ТРЦ по сравнению с отдельными точками?
Супермаркеты получают те же преимущества в торговых центрах, что и другие арендаторы: синергию. Стандартизированный супермаркет может привлечь от 3 000 до 5 000 человек, а гипермаркет – от 10 000 до 15 000 человек. Региональные торговые центры Киева посещают от 50 000 до 70 000 человек в сутки, поэтому в сетях супермаркетов растет аудитория.
Также следует не забывать, что торговые центры почти всегда являются приоритетным выбором для покупок в выходные дни. Отсутствие супермаркета в составе ТРЦ приводит к потере очень высокого трафика в выходные дни, а следовательно, к меньшей коммерческой эффективности.
Где можно увидеть конкретные примеры инновационных концепций сотрудничества ТРЦ и продовольственных якорей в контексте диджитализации и устойчивого развития?
Торговые центры создают качественные платформы для развития онлайн пунктов доставки и самовывоза, например, Pickup Point гипермаркетов Auchan, представляющих собой МАФы площадью 40 кв. м.
Ярким примером внедрения устойчивого развития является проект «Лавка Традицій», который ведет украинская продуктовая сеть «Сільпо». Проект поощряет развитие туризма, местной культуры и производства. Сегодня в проекте представлено 142 мелких производителя, которые продают свою продукцию в более чем 100 супермаркетах «Сільпо».
Какие наиболее распространенные проблемы могут усугубить конструктивное сотрудничество ТРЦ и продовольственных якорей?
Для ТРЦ
Супермаркеты стремятся занять более выгодное и удобное место, например, на первом этаже. Большие супермаркеты также стараются не допускать других крупных арендаторов продуктовых магазинов или специализированных продуктовых магазинов в ТРЦ. Также возможны мероприятия, направленные на ограничение количества кафе и фуд-кортов из-за конкуренции; с такими проблемами сталкиваются операторы.
Для супермаркетов
Для них есть несколько потенциальных проблем: торговые центры не всегда учитывают требования операторов розничной торговли относительно формы или размера площадей, отведенных под супермаркет, а также необходимые каналы связи между коммунальными службами, технологическими помещениями и торговым залом.