Время для новых возможностей? Главные тренды украинского ритейла в 2025 году

Украинский ритейл в очередной раз с успехом прошел непростой и турбулентный год. Впереди - 2025-й, который также обещает отечественной розничной торговле немало вызовов и сюрпризов.

Впрочем, директор по маркетингу сети супермаркетов VARUS Анна Луганская убеждена, что это также идеальное время для развития и роста. В эксклюзивной колонке для Украинского Совета Торговых Центров она рассказала о главных трендах отрасли на 2025 год.

Какие основные тренды в ритейле на 2025 год вы можете выделить? Как вообще будет чувствовать себя по вашему мнению отрасль?

Ритейл в 2025 году продолжит адаптироваться к вызовам времени и активно меняться в соответствии с потребностями потребителей и технологическими трендами. Мы видим несколько ключевых направлений, которые будут формировать рынок в ближайшие годы.

Первое - это технологии, которые упрощают жизнь. Автоматизация, искусственный интеллект и аналитика данных станут еще более важными для бизнеса. Это не только о скорости и удобстве для клиентов, но и о возможности персонализировать предложения. Например, AI помогает лучше понять, чего хотят покупатели, и сделать их опыт в магазине или онлайн максимально приятным. Все чаще мы наблюдаем внедрение автономных магазинов, где можно покупать без кассиров, что значительно экономит время. Во всех новых и обновленных супермаркетах VARUS установлены кассы самообслуживания. Также мы активно масштабируем сервис Scan&Go, который позволяет совершать покупки с помощью смартфона, без необходимости стоять в очередях на кассе. 

Ожидаем, что в 2025 году сохранится тренд на экономию. Нестабильная экономическая ситуация мотивирует украинцев искать способы сэкономить на повседневных покупках. Скидки и акционные предложения, программы лояльности - все это будет пользоваться спросом. Стоит сказать и о развитии собственных торговых марок, которые позволяют клиентам покупать товары высокого качества по оптимальным ценам. VARUS активно развивает это направление: сейчас ассортимент СТМ насчитывает более 10 линеек. 

Еще один тренд, достойный внимания - ответственное потребление. Спрос на продукты, которые способствуют физическому и ментальному здоровью, будет только расти. Так же люди все больше обращают внимание на экологичность упаковки, прозрачность происхождения товаров и влияние производства на окружающую среду. 

Кроме того, вкусы украинцев становятся все более разнообразными, и это открывает огромные возможности для ритейла. Продукты с экзотическими ингредиентами, азиатские специи или уникальные комбинации вкусов - все это находит своего потребителя. Люди ищут не только еду, но и гастрономические открытия, которые приносят удовольствие.

Ну и напоследок следует сказать о влиянии социальных сетей. Сейчас это не просто источник вдохновения, а настоящий инструмент влияния на выбор покупателей. То, что человек увидел в соцсетях, он хочет получить здесь и сейчас. Поэтому бизнесу важно быть активным в цифровых платформах, интегрировать тренды и строить прямой диалог с потребителями.

Как будет чувствовать себя отрасль в 2025 году?

С одной стороны, перед ритейлом стоит ряд вызовов - экономическая нестабильность, риски, связанные с энергетической ситуацией, и необходимость быстро адаптироваться к изменениям. С другой стороны, это время для новых возможностей. Гибкость, инновации и готовность слышать своих клиентов - это то, что поможет бизнесу расти даже в непростых условиях.

Что стоит делать, чтобы оставаться на плаву в 2025?

  • Будьте честными со своими клиентами. Открытое коммуницирование о происхождении товаров, условиях их производства или использования - это то, что ценят люди.
  • Ставьте клиента в центр внимания. Персонализация - ключ к успеху. Внедряйте технологии, которые помогают лучше понимать потребности ваших покупателей.
  • Развивайте местные бренды. Спрос на украинское только растет. Это не только о патриотизме, но и о поддержке локальной экономики.
  • Оставайтесь гибкими. Рынок меняется очень быстро, и те, кто умеет адаптироваться к новым реалиям, всегда будут на шаг впереди.

Читайте также: Изменились ли стратегии девелоперов с началом вторжения? Маркетинг ТРЦ во время войны (часть 1)

Мы убеждены, что впереди - большие возможности для ритейла. Главное - быть открытыми к изменениям и ориентированными на своих клиентов.