Британські ритейлери скаржаться на “епідемію” шопліфтингу: у чому причина масових крадіжок з магазинів

Британские ритейлеры массово жалуются на "эпидемию" шоплифтинга в стране, то есть повальные мелкие кражи из магазинов.

Их количество почти сравнялось с допандемическим периодом и вскоре может превзойти его, ведь впереди ноябрь и декабрь, традиционно месяцы скидок и покупок подарков к праздникам.

Из-за этого крупные торговые сети терпят миллионные убытки и утверждают, что против них действует организованная преступность. Причины обострения такого явления именно сейчас - неизвестны, но не исключено, что это из-за роста стоимости жизни.

В том, что думают о ситуации ритейлеры, как это происходит и как этому противостоять, разбирались BBC. Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Повальное воровство

Корреспондент издания побывал в Хатфилде. Это небольшой городок недалеко от Лондона, в центре которого работает гипермаркет сети ASDA.

В выходные здесь особенно много посетителей, ведь все делают закупки на неделю вперед.

Перед журналистом BBC прямо на выходе из магазина металлические рамки сработали, когда из гипермаркета пытался выйти мужчина. У него не было никаких покупок, а руки были в карманах, но охранник остановил его сразу. Через несколько секунд подбежали его коллеги и попросили мужчину показать покупки и чек на них.

Тот достал из внутренних карманов бутылку виски и упаковку с шестью яблоками. Эти продукты он пытался украсть, так что охрана их забирает. Однако полицию здесь никто не вызывает, ведь это происходит несколько раз в день.

По подсчетам одной только сети Co-op, в ее супермаркетах по всей стране ежедневно происходит почти тысяча таких случаев, а с прошлого года количество краж в британских магазинах выросло на 26%.

Большим ритейлерам это нанесло убытки на сумму около 953 миллионов фунтов в течение 2021-22 годов.

С июня 2022 года по июнь 2023 года полиция Англии и Уэльса зарегистрировала 365 164 кражи в магазинах, что на 25% больше, чем за прошлый аналогичный период.

Представители малого бизнеса, владеющие небольшими лавочками, теряют на мелких кражах 150-300 фунтов в неделю. Так что они объединяются для противостояния шоплифтерам.

Shopwatch

Систему Shopwatch владельцы небольших магазинов создали в 1960-70-х годах. Она предполагает общение между предпринимателями по рации, благодаря чему они постоянно были на связи и предупреждали друг друга о подозрительных покупателях.

Теперь эта система обрела вторую жизнь, но кроме раций ее участники используют мессенджеры и специальные группы в соцсетях.

Также ритейлеры ставят дополнительные системы видеонаблюдения и это приносит свои плоды. Например, владелица магазина Давина Паркхаус из Нортгемптона, рассказывает, что после усиления видеонаблюдения обнаружила, что воровством занимаются некоторые ее постоянные клиенты.

А хозяйка магазина из шотландского городка Келсо Клэр Моул говорит, что в этом октября один вор вынес из его магазина товаров на общую сумму около 100 фунтов.

Еще больше страдают так называемые социальные магазины, которыми управляют благотворительные организации. Менеджер такого магазина в британском городе Питерборо Филиппа Миллард отмечает, что воруют даже тут.

Меры больших сетей

Большие ритейлеры тоже принимают определенные локальные меры, но требуют глобальных действий со стороны правоохранительной системы.

Супермаркеты ставят специальные охранные бирки не только на бутылки с алкоголем, но и на стейки, сыр и другие относительно дорогие товары.

Банки кофе на прилавках пустые, а получить настоящую можно только после оплаты на кассе.

Популярный ритейлер Tesco выдает нательные видеокамеры всем своим сотрудникам, чтобы предотвратить кражи и снизить риск физической агрессии.

А супермаркеты John Lewis предлагают бесплатные напитки дежурящим рядом полицейским. На перерывах правоохранителям разрешают пользоваться кафе для сотрудников, где еда продается со скидкой.

В сети магазинов Co-op в этом году фиксируют увеличение краж на 35%, а более 900 сотрудников за 2023-й подверглись физической агрессии. Там говорят, что направляли запрос в полицию и получили ответ, что стражи порядка не отреагировали на 71% зарегистрированных в магазинах инцидентов.

Полиция приезжала только на вызовы, где речь шла о серьезном нападении или краже на крупную сумму.

Наконец, 13 крупных британских ритейлеров договорились выделить около 800 тысяч фунтов на совместную с полицией программу "Проект Пегас" в течении двух лет.

Специальная группа полицейских офицеров и аналитиков попытаются доказать, что за воровством могут стоять преступные группировки.

Причины

Нельзя точно определить, что именно стоит за таким ростом количества случаев шоплифтинга, но некоторые варианты все же есть. Так, МВД Британии в октябре опубликовало отчет, в котором говорится, что 70% воров - регулярно употребляют тяжелые наркотики.

Однако крупные ритейлеры настаивают, что действуют организованные преступные группировки, которые затем перепродают украденное.

То, что мы видим – это вопиющие случаи, когда люди просто приходят с большой сумкой и берут то, что хотят, потому что осознают отсутствие последствий. Мы видим рецидивистов и видим массовые кражи в магазинах, – говорит операционная директор сети Co-op Кейт Грэм.

Она также добавляет, что уровень краж и опасности для сотрудников в окрестностях Лондона настолько высок, что работа там магазинов оказывается под вопросом.

В то же время журналисты BBC отмечают, что супермаркеты начали хором жаловаться на эпидемию шоплифтинга тогда, когда у них начали падать доходы. Это происходит даже несмотря на безумную инфляцию, какой страна не видела с 70-х годов прошлого столетия.

Руководителям торговых сетей нужно как-то объяснить акционерам, почему дела обстоят не очень, и искать способы сократить расходы. Конечно же, они заинтересованы в том, чтобы полиция ловила воров, которые за год выносят из британских супермаркетов товаров примерно на 1 миллиард фунтов, - объясняют журналисты.

Это подводит ко второй версии причины повального воровства, которая не нравится крупным ритейлерам, - это кризис стоимости жизни в условиях удорожания товаров и услуг.

Один из журналистов издания попросил анонимно отозваться тех, кто занимается мелким воровством в магазинах и объяснить причины.

Читайте также: Борьба с бесконтрольными кражами: в магазинах Вашингтона на полках вместо товаров выставляют их фото

Многие рассказали, что были вынуждены начать воровать из-за нехватки денег. Кто-то потерял работу еще во время пандемии, а кто-то не может себе позволить дорогие продукты из-за инфляции.

Это усугубляет ситуацию еще больше, ведь ритейлеры вынуждены закладывать повышенные расходы на безопасность и воровство в стоимость товаров.