Борис Марков, “АТБ”: про трансформацію бізнесу, відкриття супермаркету в Херсоні та інше

Голова совета директоров и генеральный директор Корпорации "АТБ" Борис Марков в ходе беседы с партнером PwC в Украине Еленой Волковой рассказал о том, как полномасштабная война изменила бизнес процессы, насколько теперь возможны большие трансформации, что ждет украинскую экономику и другое.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из разговора.

Адаптация к новым условиям

По мнению Бориса Маркова, "АТБ" оказалась наиболее подготовленной к вызовам глобальной пандемии коронавируса, а затем стала наглядным примером устойчивости в условиях полномасштабной войны.

Наша команда понимала, что мы просто не имели права не готовиться, ведь мы - крупнейшая розничная сеть в стране и присутствуем в наибольшем количестве городов. Через наши магазины ежедневно проходят около 4 млн. покупателей, - говорит топ-менеджер.

Ритейлер имел отработанные сценарии на наиболее радикальное развитие событий, в частности если будет оккупирована вся правобережная Украина. К счастью, они не были реализованы, но помогли тщательно подготовиться. Компания разработала планы действий для быстрого реагирования на любые форс-мажорные обстоятельства.

Конечно, подготовиться полностью было невозможно, но в 2014 году ритейлер уже имел опыт испытания аннексией Крыма и оккупацией Донецкой и Луганской областей.

Поэтому корпорация уже знала, на чем следует фокусироваться в первую очередь, поэтому трагические события 9 лет назад стали хорошим жизненным уроком.

Да, и, к сожалению, нам пришлось усвоить не один такой урок. Один из инструментов управления, которым мы овладели во время коронакризиса - работа в удаленном режиме - также пригодился. Сейчас навыки командной работы в онлайн-формате ежедневно доказывают свою максимальную эффективность, создают дополнительные возможности для быстрой реакции и оперативного принятия важных решений, - говорит Борис Марков.

Среди изменений, которые принесла война, топ-менеджер упоминает значительный рост скорости принятия решений.

Произошло делегирование полномочий от акционеров компании к совету директоров и далее. Такая оптимизация позволила сократить время на обсуждение и принятие определенных, в частности ключевых решений от нескольких недель до считанных часов.

Изменение бизнес-процессов

Кроме ускорения процесса принятия решений, компании пришлось пересмотреть свои подходы к вопросам энергоэффективности, энергосбережения.

Для стабильной работы во время зимних блэкаутов магазины "АТБ" оперативно оборудовали мощными генераторами.

После массированных ракетных атак на энергетические объекты в декабре 2022 года более 1000 магазинов сети были оснащены генераторами, а для обеспечения связи был установлен Starlink. Благодаря этому магазины стабильно работали и стали своеобразными пунктами несокрушимости.

Война внесла коррективы и в кадровую политику компании. Многие люди были вынуждены покинуть дома из-за оккупации и переехать в более безопасный регион.

При поиске людей на различные должности компания отдавала предпочтение сотрудникам своей сети, которые из-за войны потеряли возможность работать в своих городах и только после этого использовала ресурсы рынка труда.

Программы обучения были приостановлены в начале вторжения, но осенью 2022 года компания возобновила подготовку своих работников.

Когда территория освобождается от оккупантов и нужно быстро открыть магазин, не всегда есть подготовленный персонал, поэтому все программы пришлось оперативно адаптировать к военным реалиям.

Например, в ноябре прошлого года был открыт первый супермаркет в Херсоне, после деоккупации. Для управления этим объектом в таких условиях требовались новые специфические знания и навыки, в частности антикризисного менеджмента и умение работать в экстренных ситуациях.

В то время в городе не было ни электричества, ни водоснабжения. Нужно было обеспечить резервное питание, возможность для покупателей рассчитываться как наличными, так и банковскими карточками. К тому же, вражеские обстрелы не прекращались, поэтому критическими вопросами оставались укрытие и эвакуация людей во время тревоги. Это новый опыт, которого мы бы предпочли не иметь, - рассказывает гендиректор корпорации.

Марков резюмировал, что сейчас украинский бизнес переосмысливает свои ценности, становится более устойчивым и адаптивным. По его мнению, компании уже никогда не будут такими, как в довоенное время.

Изменились представления о безопасности, в том числе и продовольственной безопасности общества. Несмотря на колоссальные потери активов, разрушение магазинов, распределительных центров, потери персонала и нарушение магистральных логистических цепочек, - подытожил спикер.

Планы долгосрочной трансформации в условиях войны

Любой вид бизнеса нуждается в системном подходе к трансформации, а именно:

  • внедрение инновационных решений;
  • повышение квалификации персонала;
  • овладение действенными инструментами. 

И ритейл не исключение, ведь эта отрасль априори имеет динамическую структуру, требует развития, должна оперативно находить наиболее действенные решения, оптимизировать бизнес-процессы и наращивать показатели эффективности.

Борис Марков напомнил о создании электронной платформы "Портал поставщика" еще во время коронакризиса, а после начала вторжения был расширен и усовершенствован его функционал.

Стратегия корпорации "АТБ"

Стратегическим процессом является устойчивый социально-ориентированный, прозрачный и патриотический бизнес, поэтому любые трансформации сети фактически работают на перспективное развитие.

Стратегия динамичного развития компании предполагает плановое расширение торговой сети.

Если в довоенное время мы активно работали над увеличением количества магазинов сети преимущественно в южных и центральных регионах, то сегодня значительное внимание уделяется западным областям, которые стали своеобразным хабом вынужденных переселенцев, - рассказывает Марков.

Параллельно сеть восстанавливает разрушенные и поврежденные супермаркеты на освобожденных территориях. Маркеты сети одними из первых возобновили свою работу на деоккупированных территориях Киевской, Харьковской, Черниговской, Сумской, Херсонской. Сегодня по всей стране работают более 1300 магазинов “АТБ”.

Также ритейлер активно сотрудничает с другими игроками рынка по поддержке украинской экономики. В частности в апреле вместе с крупнейшими розничными торговыми сетями был подписан отраслевой меморандум для обеспечения стабильной работы цепей поставок продуктов питания в условиях военного положения.

Что будет с украинской экономикой?

По словам Бориса Маркова, сейчас есть много факторов, которые мешают делать конкретные прогнозы экономического развития страны на следующие годы. 

Корпорация надеется на развитие самого оптимистического сценария, но даже в таком случае придется искать ответы на очень сложные вопросы. В частности, энергетику и промышленность ожидает масштабное восстановление и модернизация, что требует больших усилий и финансовых ресурсов. 

Заложниками разминирования территорий на многие годы станут сельское хозяйство и некоторые другие сектора экономики.

Читайте также: Повышение цен на электроэнергию: как украинские ТРЦ и ритейл работают в условиях новых тарифов

Уверенно можно сказать одно: экономику ждут непростые испытания и перемены. Надеемся, общими усилиями мы сможем в кратчайшие сроки выйти на довоенные показатели и продолжить движение дальше, приближаясь к самым высоким европейским стандартам жизни. Мы на это способны, ведь полномасштабная война наглядно показала всю мощь и несокрушимость украинского характера, - подытожил голова совета директоров АТБ.

PWC