Борьба за клиента и коллаборации: тренды ритейла в 2024 году

За последний квартал украинцы потратили 1,4 трлн грн со своих карт в магазинах и интернете. По данным НБУ, на покупки онлайн в среднем тратят 504 грн., в магазинах – 309 грн. В 2023 году наблюдается определенное оживление в области ритейла, отмечает операционный директор ТРЦ Blockbuster Mall Дмитрий Лашин.

О том, как восстанавливается спрос, какие тренды следует ожидать в следующем году и почему растет конкуренция, эксперт рассказал в колонке для Mind.

Стабилизация рынка

Эксперт поделился аналитикой от Google, где приводится сравнение объема поисковых запросов по разным категориям ритейла за период 9–16 ноября 2023 года и к аналогичному периоду 2022 года.

При этом, отмечает Дмитрий Лашин, ноябрь и декабрь являются самыми важными сезонными месяцами для многих операторов. В этот период некоторые ритейлеры могут заработать до 70% продаж всего года.

1701192425 | 1

Почти во всех категориях наблюдается рост спроса более 20%, а в определенных четырех нишах – даже более 50%. Безусловно, имеющийся спрос еще не говорит, что выросли продажи, но определенная корреляция есть. Также, согласно данным ритейлеров, в Lavina Mall и Blockbuster Mall (группа Mandarin Plaza) рынок стабилизировался с конца прошлого года, – добавил Дмитрий Лашин.

Под стабилизацией директор Blockbuster Mall подразумевал несколько факторов, а именно:

  • отсутствие резких провалов в доходах ритейлеров;
  • рост происходит во всех категориях, корзина покупателя несколько изменилась (категории перераспределились, стало меньше импульсивных покупок);
  • удалось более или менее наладить логистику, сроки ожидания товара из-за границы составляют в среднем 1 месяц.

Конкуренция растет

Это, по словам Лашина, неудивительно, ведь логистика стала дороже и подтолкнула цены на товары. Ритейлеры не могут поставить низкую цену, если сознательно не собираются демпинговать, так что стоимость во всех магазинах примерно одинаковая.

При таких условиях автоматически возникает безумная конкуренция – нужно давать клиенту больше, объясняет эксперт.

Именно на этом этапе и развивается сервис, ведь каждый ритейлер начинает борьбу за клиентскую базу, чтобы покупатель приобрел товар не один раз сегодня, а несколько раз в течение года (тогда окупятся бюджеты на маркетинг). Чтобы покупатель приходил в ТРЦ, чтобы он приходил к ритейлеру на сайт, чтобы смотрел его сториз в Instagram, – добавляет Дмитрий Лашин.

Он также подчеркивает, что сейчас рынок хоть и стабилен, однако все еще хрупок. Так что все зависит от событий на фронте, экономика под защитой военных.

При этом любой канал продаж может вдруг закрыться или быстро иссякнуть.

Нужно смотреть на свою воронку в комплексе, а не выделять каждый канал. Украинские ритейлеры идут именно по этому пути.

Мы также отталкиваемся от спроса. К нам приходят ритейлеры, готовые даже в условиях войны и возможного блекаута открывать магазины, потому что продавать им нужно уже сегодня.

Среди маркеров стабилизации эксперт отмечает возвращение в Украину H&M, возобновление работы "Сильпо" в ТРЦ Blockbuster Mall, открытие крупнейшего скейт-парка и роллердрома.

Тренды ритейла 2024

Читайте также: Конкурент или дополнение? Может ли онлайн-ритейл угрожать успеху ТРЦ в Украине

Операционный директор выделил несколько основных направлений:

  • Категории-драйверы: электроника, одежда и обувь, косметика, зоотовары.
  • Развитие многоканальных продаж. Ритейлеры постараются управлять трафиком покупателей, из онлайна перевести в оффлайн, и наоборот;
  • Развитие сервиса ради борьбы за клиента;
  • Коллаборации с другими бизнесами будут развиваться и могут принести успех;
  • Спрос на товары украинского производства продолжит закрепляться.