Автоматизация и импульсивные покупки: как "Аврора" зарабатывает миллионы на дешевых товарах

Из десяти крупнейших игроков рынка, по данным OpenDatabot, самой прибыльной оказалась компания "Выгодная покупка", которая является владельцем сети магазинов "Аврора". Прибыль крупнейшей украинской сети в формате one dollar store в 2024 году второй год подряд держится на рекордном уровне - 4,08 млрд грн.

Продавцу самых дешевых товаров удается зарабатывать больше конкурентов из-за значительно меньшие затраты, прокомментировали в компании для издания Delo.ua.

Наша бизнес-модель построена на быстром обороте товаров и экономии на затратах, а использование LEAN-методологии позволяет сделать бизнес максимально эффективным, - отметили в компании.

Есть несколько причин того, почему компании по продаже бытовых безделушек удается получить огромные прибыли и обогнать конкурентов. Владельцы сети инвестируют в развитие своего бизнеса значительно больше конкурентов и могут зарабатывать больше благодаря масштабу. Только за последний год "Аврора" инвестировала 2,5 млрд грн в развитие бизнеса, открыла 360 новых магазинов. 

Для сравнения у сети "Красный маркет" - 175 магазинов, у сети "Копеечка" - 450 торговых точек. Некоторое время конкурентом "Авроры" была компания One Price, которая имела 77 магазинов. Но весной 2024-го эта сеть начала закрывать свои торговые точки, теперь на некоторых из них свои магазины открыла "Аврора". 

Другая же причина успеха - "Аврора" пошла в маленькие городки. В результате, по данным YouControl, за три года войны общий доход компании почти утроился - с 13,9 млрд грн в 2022 году до 37,9 млрд грн в 2024-м. 

Соучредитель компании Тарас Панасенко в программе FEDORIV VLOG отметил, что "Аврора" не культивирует лишние расходы, поэтому автоматизация процессов стала одной из главных составляющих успеха. К примеру, распределением товаров по всей сети занимается всего 7 человек благодаря эффективной системе автозаказа и автораспределения, которая минимизирует человеческий фактор и ускоряет логистику. 

Также соучредители отказались от классической теории бизнеса, где все предсказуемо: покупатель приходит в магазин, знает, что и на какой именно полке он найдет. В "Авроре" же нет структурированных отделов, где все разложено по категориям. Товары выкладывают так, чтобы люди сами находили то, что им нужно. Именно поэтому только 35% покупок в магазинах "Авроры" - это рациональные, запланированные расходы, а остальные - сопутствующие, незапланированные покупки, которые маркетологи называют "импульсивными".

Глава ассоциации ритейла Андрей Жук объясняет, что финансовые результаты компаний - это, прежде всего, отражение их стратегических решений. 

Полученная высокая прибыль соответствовала бизнес-задачам "Авроры" в прошлом году. Компания сосредоточилась на оптимизации расходов и повышении рентабельности, - добавляет Жук. 

Вместе с тем он отмечает, что прибыль - это не абсолютный показатель эффективности, а результат стратегического выбора: компания может либо реинвестировать в развитие, либо фокусироваться на максимизации прибыльности.

Эксперт по ритейл-маркетингу Владимир Полищук указывает на несколько факторов, которые могли повлиять на увеличение прибыли сети "Аврора". 

По его словам, магазины формата one dollar store зарабатывают не на высокой марже, а за счет большого оборота товаров. Другим важным фактором является эффективная работа со стоковыми закупками - остатками товаров, которые поставщики продают, чтобы очистить склады. 

Здесь цены обычно очень сладкие, а их актуальность не исчезает так быстро, как, например, в сегменте электроники. В то же время, товары в таких магазинах имеют долгий срок хранения, что позволяет избежать значительных списаний, как в продуктовом ритейле, - добавляет Владимир Полищук.

Также одним из эффективных подходов, который выбрала "Аврора", является аренда помещений вместо их покупки. Это значительно снижает расходы и дает компании гибкость в выборе локаций.

Я знаю, что сеть "Аврора" прекрасно понимает важность цифровой трансформации и постоянно оптимизирует процессы, которые могут приводить к лишним затратам, - отмечает Владимир Полищук, - Это касается складской логистики, ассортиментной матрицы и даже тайм-менеджмента работников. Без постоянной работы над оптимизацией компания просто не смогла бы справиться с "проблемами роста", которые возникают у многих бизнесов на этапе масштабирования.

Как сообщал Тарас Панасенко на Саммите экспортеров, в планах "Авроры" на 2025 год - открыть 340-350 новых магазинов, а также запустить новые форматы с расширенным ассортиментом и модернизацией уже существующих торговых точек.

Читайте также: "Аврора" открыла магазин в особом дизайне в историческом центре "Полтавы" (фото)

Сейчас совладельцами сети "Аврора" остаются Лев Жиденко, Тарас Панасенко и Леся Клименко. Они сохраняют контрольный пакет акций и руководят операционной деятельностью компании. В 2021 году инвестиционная компания Horizon Capital приобрела миноритарную долю и стала совладельцем сети.