Автоматизация ритейла. Как украинские сети компенсируют нехватку кадров с помощью ИИ

Использование новейших технологий может компенсировать нехватку рабочей силы и оптимизировать работу персонала. Технологии позволяют уменьшить рутинные функции, ускорить обучение новых работников и быстрее масштабировать бизнес, поэтому их используют ритейлеры по всему миру.

Украинские компании не отстают от своих иностранных конкурентов, и активно внедряют самые передовые мировые технологии в свою работу. Издание The Page разбиралось, как именно отечественные сети используют автоматизацию. Украинский Совет Торговых Центров предлагает главное из материала.

Опыт мировых ритейлеров

По данным Statista, компании, которые применяют в своей работе современные технологические решения, растут быстрее конкурентов.

Согласно результатам опроса ритейлеров, каждая пятая компания использует искусственный интеллект или машинное обучение для автоматизации ежедневных задач.

Искусственный интеллект мировые ритейлеры используют следующим образом:

  • 18% с помощью технологий обеспечивают клиентский сервис;
  • 15% изучают профиль потребителя и настраивают таргетированный маркетинг;
  • 12% улучшают управление складскими остатками;
  • 7% оптимизируют цены;
  • 6% оптимизируют процессы доставки.

Опыт украинских ритейлеров

HR-директор группы компаний Suziria Group, частью которой являются магазины MasterZOO Марина Калюжная рассказала, что сейчас ритейлер внедряет немало проектов по автоматизации в ритейле: это дистрибуция, это внедрение решений для складов, для транспортной логистики.

В супермаркетах сетей SPAR и "Наш Край" установили терминалы сбора данных в магазинах. Это позволило сократить время на прием товара, поэтому в некоторых супермаркетах смогли сократить должность кладовщика-служащего склада и передали этот функционал другому сотруднику.

Мы стараемся автоматизировать максимум бизнес-процессов. Например, у нас автоматизирован процесс поиска и приема кандидатов в рознице. За адаптацию новичков отвечает специальный чат-бот Надежда Ботовна, который содержит максимум необходимой информации, чтобы человек мог освоиться и полноценно работать, - рассказала директор департамента управления персоналом ООО "РУШ" (магазины EVA и интернет-магазин EVA.UA) Инна Печерица.

На складах магазинов в сети EVA внедрили систему put to light, которая подсказывает, куда и какой товар нужно положить.

Благодаря этому новые работники быстрее и легче адаптируются, также можно сократить время на обработку заказов. EVA планируют ввести роботизированные системы на складах, которые, в частности, будут передвигать стеллажи.

Использование искусственного интеллекта

В прошлом году для франчайзинговых сетей супермаркетов "Наш Край" и SPAR ввели мобильное приложение Geovizor.

Руководитель Департамента развития персонала сети супермаркетов Ольга Семенюта объяснила, что это приложение для бизнеса, которое помогает качественно и быстро оценить потенциал определенной локации для торгового заведения или найти новую локацию.

Он работает на базе искусственного интеллекта, свои выводы делает на основе данных обо всех торговых заведениях сетей. Благодаря этому можно быстро получить предварительную оценку локации, которая затем проверяется по другим методикам.

В Suziria Group используют инструменты ИИ в отрасли маркетинга, а именно - создание макетов.

В компании сейчас запускают проект с платформой дистанционного обучения для работников. Инструмент активно используют и в сети ТЦ "Эпицентр".

Не один год используем нейронные сети. В частности, искусственный интеллект пишет для онлайн-платформы "Эпицентра" контент и элементы программного кода, генерирует рекламные баннеры и голосовые сообщения, - рассказала Ксения Беляева, HR бизнес-партнер ООО "Эпицентр К".

В HR департаменте сети уже полностью автоматизированы рекрутинг и система обучения - "Корпоративный Университет "Эпицентр К".

Читайте также: Украинцы становятся более требовательными. Как ритейлеры развивают e-commerce и адаптируются к новым тенденциям

Также компании удалось частично автоматизировать кадровое администрирование, нейросети здесь используют для написания должностных инструкций, текстов вакансий, писем-обращений к кандидатам, для генерации иллюстраций к тренингам.