"АТБ", "Фокстрот", Comfy и другие. Крупнейшим украинским ритейлерам не хватает мужчин для работы |

В январе 2023 года на одну вакансию в ритейле претендовало пять человек, а уже в январе 2024-го только два. Основная проблема с набором сотрудников наблюдается в направлениях, где нужны мужчины призывного возраста.

В течение прошлого года количество соискателей неуклонно падало, пока не достигло отметки 2,1 человека на одну вакансию в декабре. Среди причин дефицита работников: выезд "белых" и "синих" воротничков за границу, падение потребительского спроса и нежелание мужчин официально устраиваться на работу.

5a0c8272d7857ea410f336f72f5532ee | 1

О том, с какими профессиями сложнее всего, и как компании справляются с кризисом кадров, ритейлеры рассказали в материале Forbes.

Проблемы с устройством мужчин

В пресс-службе "АТБ" отмечают, что мужчины призывного возраста не хотят официально оформляться на работу, поскольку компания подает информацию в Территориальный центр комплектования.

Зі штату найбільшого ритейлера України мобілізовані близько 10% від загальної кількості чоловічого персоналу – 4000 людей. У Novus 228 чоловіків (4%) мобілізовано із загальної кількості у 7255 працівників.

HR-директор "Фокстрота" Татьяна Брюханова добавляет, что существует проблема с наличием актуальных военных документов, что затрудняет и прием на работу, и бронирование уже имеющихся работников.

По состоянию на начало февраля в штате техритейлера 2949 сотрудников, из которых около 10% служат в рядах ВСУ/ТРО, а часть из работников - забронирована.

У нас трудно выделить мужские и женские профессии. Исключение - логистика и доставка до дверей клиента крупной бытовой техники, ведь это связано в основном с физическими способностями, - говорит HR Business Partner в "Алло" Наталья Блощинская.

В сети еще в начале вторжения более 100 сотрудников из разных отделов добровольно стали на защиту Украины, сейчас мобилизовано гораздо больше.

Насколько критична нехватка мужчин?

В 2023 году украинские ритейлеры возобновили активное развитие и расширение, что привело к дополнительным проблемам.

Так, в прошлом году в Comfy создали 1190 новых рабочих мест.

Команды новых магазинов удалось легко создать, а вот закрывать позиции на складе и в доставке стало в разы сложнее, - говорит руководитель отдела рекрутинга и адаптации Comfy Юлия Швец.

По словам Швец, труднее всего найти кладовщиков и грузчиков, впрочем, есть ли возможность бронирования этой категории сотрудников, она не уточняет.

Решение проблемы

Для преодоления кадрового кризиса сети используют два основных пути: обучение женщин "мужским" профессиям и автоматизацию.

Так, около 900 женщин выполняют функции охранников в "АТБ-маркете", также в сети переучивают женщин на водителей погрузчика. Ожидается, что на этих должностях будет 50% водителей женского пола.

В "Auchan Украина" сотрудницы осваивают профессию раздельщика рыбы. Там также прогнозируют нехватку кадров на такую вакансию, как приемщик товаров, где необходимо поднимать грузы.

В сетях Spar и "Наш край" пытаются привлечь женщин, которые могут управлять автомобилями. Руководитель департамента развития персонала Volwest Group Ольга Семенюта говорит, что не все мужчины хотят ездить по Украине.

Также в компании запустили мобильное приложение GeoVizor, которое помогает оценить потенциал локации для будущего магазина. Создание приложения частично связано с нехваткой работников для развития франчайзинговой сети.

В Comfy наиболее остро вопрос найма стоит в направлении логистики, где многие позиции связаны с физическим трудом.

Мы выделили ряд функций на складе, которые могут выполнять женщины, что упростило найм, - говорит руководитель отдела рекрутинга и адаптации компании Юлия Швец.

Читайте также: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) в январе резко снизился из-за частых тревог и обстрелов

АТБ может частично автоматизировать работу грузчика, но такое оборудование стоит до 2500 евро за единицу, поэтому такая замена будет небыстрой и недешевой.