Анна Толмачова, “METRO Україна”: про дефіцит кадрів у ритейлі, безбар’єрність та зміну ринку праці

HR-директор "METRO Украина" Анна Толмачева в интервью Delo.ua рассказала о трудностях и стратегии работы с человеческим капиталом во время войны, восстановлении после победы и дефиците на рынке труда.

Украинский Совет Торговых Центров предлагает самое интересное из материала.

Вызовы для HR-директора во время войны

С началом полномасштабной войны рынок труда замер на несколько месяцев и начал восстанавливаться только летом.

По словам Толмачевой, в компании понимали необходимость гарантировать безопасность новым и имеющимся работникам, но беспокоились, как с этим жить дальше и вести бизнес в таких условиях. Первым вызовом для METRO стало обеспечение безопасности сотрудникам

Вызовом для HR директоров стали безопасность, качество рабочей силы, практика благосостояния и безбарьерности. Это то, что было на устах у каждого HR в прошлом году и с чем мы пришли в 2023 год, - отметила Анна Толмачева.

В настоящее время вызовами являются разработка стратегии к победе, стратегии восстановления и работы с человеческим капиталом в этом процессе, а также обеспечение благосостояния и безбарьерности. По мнению спикера, многие HRD переживают, действенны ли в их компаниях эти практики.

Антикризисные меры по удержанию персонала

HR-директор считает, что компания должна построить такую ​​систему, чтобы человека не нужно было удерживать, а он сам хотел остаться. 

Когда началось полномасштабное вторжение, ритейлер больше сфокусировался на поддержке благосостояния людей.

Мы обезопасили персонал, помогли с эвакуацией и сразу выплатили всем зарплату. Дополнительно финансово помогли тем, кому пришлось эвакуироваться и арендовать жилье (около 600 сотрудников). Мы понимали, что людям нужно за что-то жить в эвакуации, поэтому оказывали финансовую помощь в размере 1500 евро на семью в месяц для оплаты аренды жилья выехавшим в безопасные города или в другую страну. Такая поддержка позволила работникам увезти свои семьи, родственников или друзей. Также мы создали коммуникационные каналы, чтобы люди могли общаться, сплачиваться и помогать друг другу, - объясняет Толмачева.

Те, кто могли, работали в ТЦ и таким сотрудникам платили вдвое больше. Если сотрудник не мог выйти на работу, его не заставляли и сохраняли заработную плату.

Отток кадров

Толмачева отмечает, что добровольная текучесть кадров за 2022 финансовый год составляла 15% и это не превышает ежегодных показателей компании. 

С началом войны, отток кадров, конечно, произошел, но этот путь удалось пройти без оптимизации, сохранить даже рабочие места временно закрытых ТЦ в Харькове, Мариуполе, Николаеве и Чернигове. Еще закрытыми остаются два гипермаркета - в Мариуполе и в Харькове.

Работникам временно закрытых ТЦ предложили работу в других объектах, 46% согласились. Их вместе с семьями релоцировали, снабдили жильем и работой на новом месте.

Второй год большой войны стал более показательным относительно текучести, потому что начали увольняться управленцы. Они понимают, что война скоро не закончится, поэтому решили уехать из страны. Мы допускаем удаленный формат работы, чтобы специалисты могли работать дистанционно из-за границы. Но для некоторых работников такой формат работы стал неэффективным из-за удаленности клиента и рынка, поэтому они увольнялись, - констатирует топ-менеджер.

На данный момент в штате ритейлера 3 тысячи людей, что на 15% меньше, чем в начале большой войны. Однако METRO планирует увеличивать количество работников, в том числе менеджеров по продажам.

В этом году текучесть составляет 13%. До конца финансового года остается месяц, поэтому показатель может дорасти максимум до 14%.

Каких специалистов не хватает в ритейле?

Специалистов не хватает на любую должность, среди рабочих специальностей самая большая нехватка водителей.

В случае компании менеджер по продажам В2В в сегменте HoReCa – это достаточно узкая профессия, представителей которой всегда недостаточно на рынке.

Также в дефиците логисты, специалисты по закупкам, многие из них покинули страну или ушли из профессии.

METRO имеет и мобилизованных работников, таких с начала полномасштабного вторжения почти 200, в том числе три женщины. В настоящее время демобилизовались восемь человек.

С первого дня мы приняли решение выплачивать заработную плату мобилизованным работникам. Также мы сохранили для них рабочие места и очень ждем их возвращения. Конечно, мы помогаем им с закупкой снаряжения и других необходимых вещей, когда они в этом нуждаются. Коллеги также по своей инициативе помогают, – говорит Анна Толмачева.

Адаптация ветеранов и ветеранок на рабочем месте

Спикер анонсировала запуск программы поддержки ветеранов и ветеранок с 1 октября, а в сентябре компания будет работать над подготовкой к непредвзятому восприятию этих людей.

Программа состоит из двух частей. Первая - это подготовка компании к возвращению ветеранов, в рамках которой запустили платформу "Непредвзятые". Вторая часть — это реинтеграция ветеранов, в рамках которой проведут встречи с экспертами по военной психологии, военными, демобилизованными, волонтерами, которые расскажут менеджерам и коллегам о своем опыте, структуре ВСУ, военном сленге и т.д., чтобы найти общий язык и понимать друг друга.

Это будет подготовка, а затем осуществление планов реинтеграции, когда вернутся наши ребята. При этом мы подготовили для них программу поддержки, которая предусматривает ментальное, физическое и финансовое благосостояние, а также юридическую поддержку по разным вопросам, - отмечает представитель ритейлера.

Готова ли компания нанимать работников с инвалидностью?

В этом вопросе Толмачева не сторонница квотирования, ведь, по ее мнению, оно не помогает в безбарьерности.

Когда работодатели формально соблюдают установленные квоты, это означает их нежелание быть гибкими.

В настоящее время в ТЦ компании работают люди с нарушением речи и слуха. Сеть запускает проект “Непредвзятые”, чтобы увеличить количество рабочих мест, которые будут адаптированы к другим группам инвалидности. 

Принимая во внимание безопасность в физическом пространстве ТЦ, а это высотные работы, работа с техникой, мы будем смотреть, с какой степенью инвалидности можем нанимать людей. Это не может быть 100% безбарьерность, но мы будем разрабатывать дорожную карту, чтобы в дальнейшем сотрудничать с большим количеством людей. Думаю, что нам удастся перевыполнять квоту, предусмотренную государством, – рассказывает HR-директор.

Внесение в список спонсоров войны

Команда, которая работает в Украине, болезненно восприняла решение НАПК, но не потеряла из-за этого ни одного сотрудника.

Мы гордимся нашими людьми и тем, что компания делает для Украины. Мы помогаем людям, ВСУ, фондам и передаем гуманитарную помощь. "МЕТРО Украина" остается здесь и продолжает бизнес-деятельность, предоставляет рабочие места для украинцев, предлагая человекоцентрическую, прозрачную и достойную среду для сотрудников, - прокомментировала решение агентства Анна Толмачева.

Каким будет 2024 год для соискателя и работодателя?

По мнению спикера, период рынка работодателя достаточно обманчив и сейчас мы остаемся в рынке кандидата, и он таким будет и дальше.

Читайте также: Зеленая инфраструктура, энергосберегающие технологии и другое: в ТРЦ Respublika Park рассказали об экоинновациях

Война изменила не столько сам рынок труда, сколько мотивацию сотрудников. Конечно, люди идут на работу за заработком, но когда получают средства, начинают задумываться над смыслами и влиянием своей работы на личную жизнь и общество в целом.

Delo.ua