Анна Лаєвська, “Інтергал-Буд”: про попит в українських ТРЦ, перспективи торговельної нерухомості та інше

Коммерческий директор компании "Интергал-Буд" Анна Лаевская рассказала о ситуации на рынке торговой недвижимости, перспективах его восстановления и будущих тенденциях. УСТЦ предлагает самое интересное из ее интервью.

Общая ситуация на рынке

Компания анализирует рынок торговых помещений и в конце прошлого года получила данные о том, что посещаемость торговых центров столицы составляет 40-45% от показателей довоенного времени.

Количество посетителей ТЦ и ТРЦ Киева существенно сократилось. Это, конечно, связано с тем, что многие люди выезжали из города, да и приоритеты в вопросе покупок сильно сместились. Первоочередными стали покупки товаров первой необходимости - продукты питания, медикаменты. А расходы на одежду и непродовольственные товары - сильно сократились. Кроме того, многие арендаторы помещений в ТЦ вообще отказались от открытия точек, и сегодня в новых ТЦ Киева, которые открывались в течение 2021 года, можно увидеть очень много вакантных помещений, - отметила Анна Лаевская.

Во Львове, по словам эксперта, ситуация отличается. Там заметно восстановление и по выручке и по заполняемости площадей.

В столичном регионе перспектив стремительного сокращения вакантности или роста выручки Лаевская не видит, но отмечает, что в конце концов все зависит от успехов на фронте.

Чем скорее Украина освобождает свои территории, тем больше шансов на возвращение домой тех, кто выехал из страны, это улучшает потребительские настроения.

Спросом в Киеве сейчас пользуются торговые центры, в которых потребителей привлекают качественно продуманные фуд-корты и рестораны, супермаркеты, кинотеатры, возможно, парки развлечений для детей. Именно фишки в виде развлечений и возможностей отдыха всей семьей обеспечивают поток посетителей.

Что будет пользоваться спросом в конце 2023 года?

По мнению Лаевской, на первом месте будет спрос на помещения на первых этажах ЖК, которые расположены в удачных местах и уже заселены.

Читайте также: Лариса Евтушенко, ТЦ Piramida: о плане реконструкции, арендаторах, благотворительности и другом

На втором месте - спрос в ТЦ и ТРЦ, где кроме шопинга, есть мощные фишки в плане развлечений и времяпрепровождения: кинотеатры, парки развлечений, классные фудкорты. То есть это даже не вопрос, в центре ли расположен ТЦ. А вопрос, ради чего люди поедут в такой ТЦ, ведь сейчас только ради магазинов и шопинга люди в торговые центры не поедут, нужны другие интересности, ради которых семья посетит торговый комплекс.

Фокус