Андрей Глушко, "Свой маркет": о внедрении системы MySales, изменении ассортимента и списаниях
Сеть продуктовых магазинов “Свой Маркет”, несмотря на полномасштабную войну в прошлом году, реализовала проект по интеграции автоматизированной системы MySales.
По словам директора по информационным технологиям компании Андрея Глушко, это позволило на 99% избавиться от ручного труда при формировании автозаказов на товары, повысить эффективность проведения промо-акций.
Об этом, а также об экстремальном увеличении спроса, нарушении ритмичности поставок, изменении ассортимента, списании из-за перебоев с электроснабжением, он рассказал в интервью.
Формат сети
"Свой Маркет" имеет формат магазинов "у дома" или convenience store. Средняя площадь точки сети составляет 100 кв. м, ассортимент насчитывает примерно 2500 SKU продовольственных и промышленных товаров.
Кое-где представлено свежее мясо, которое продается на вес, а в некоторых магазинах только фасованное.
Кроме того, компания имеет собственное производство, в виде отдельного цеха, из которого продукция доставляется в торговые точки. В большинстве магазинов сети работает производство пиццы, хот-догов, кофе. Самый маленький магазин занимает 50 кв. м, самый большой – 400 кв.м.
По состоянию на март 2023 года под брендом "Свой Маркет" работает 49 торговых точек, 10 из них — по франчайзингу. За прошлый год мы закрыли два магазина, поскольку решили, что не будем держать в сети нерентабельные магазины, которые тянут нас вниз. Закрыли мы два магазина, но открыли только один, сейчас ищем локацию, чтобы перевезти оборудование. Наша сеть работает во Львове и Львовской области, ее обслуживает собственный распределительный центр, – рассказывает Андрей Глушко.
По словам Глушко, сеть пытается привлечь в свои магазины молодую аудиторию, поскольку она имеет большую покупательную способность.
Работа з MySales
Директор по информационным технологиям отмечает, что сеть хотела полностью автоматизировать процесс автозаказа товаров через центральный офис заказов.
Логистика компании построена так: есть поставщики, которые доставляют товары напрямую в магазины, без заезда на распределительный склад. Это касается в основном товаров группы “фреш”. А остальные товары проходят через распределительный центр.
До интеграции MySales у нас около 90% SKU было отобрано в центральный офис заказов. Сейчас этот показатель составляет 99%. То есть почти весь ассортимент для всех магазинов заказывает программа MySales. За некоторыми исключениями, мы не разрешаем магазинам вручную корректировать заказ, – объясняет спикер.
В настоящее время интеграция MySales находится на финальной стадии. Сеть планирует перевести на автозаказ MySales и собственное производство.
Кроме этого компания занимается внедрением CRM-системы.
Продажи и промо
"Свой Маркет" выпускает акционную открытку с разнообразными предложениями и акциями выходного дня. До полномасштабной войны акционные продажи генерировались на 15-17% дохода.
Но с началом полномасштабного вторжения и до августа сеть вообще не делала никакого промо, поскольку поставщики не были готовы давать какие-либо акционные предложения.
До войны листовка содержала 250 предложений, а первую листовку в августе выпустили с 50 наименованиями. В настоящее время на промо приходится около 10% продаж.
До этого мы рассчитывали прогнозы на промо-продажи в Excel, а при ручной работе велика вероятность ошибок. Нам требовалось автоматизированное решение. Всю историю данных по промо-активностям за два года мы скачали в MySales. И сейчас видим, что промо-модуль MySales сглаживает статистические выпады, лучше учитывает эластичность спроса, возможную каннибализацию, – говорит Андрей Глушко.
По мнению Глушко, 2022 год вероятно, самое сложное время для интеграции новых систем, связанных с автоматизированным прогнозированием.
Сложность в том, что все меняется и постоянно появляется много внешних факторов, не подчиняющихся стандартным правилам сезонности, праздникам и т.д.
Накладываемые факторы очень сложно вычислить и учесть любым ІТ системам.
Сказать, насколько совпадают прогнозы MySales с реальными продажами спикер сейчас не может. Во-первых, происходили безумные изменения спроса, в том числе 24 февраля продажи выросли втрое.
Во-вторых, начиная с октября начались обстрелы энергоинфраструктуры, повлекшие проблемы с электроэнергией. Поэтому сеть не всегда имела актуальные данные по продаже, что влияло на расчеты.
Также изменилась ритмичность поставок, из-за отключений света было очень много списаний продуктов.
Изменения ассортимента
Андрей Глушко отмечает, что для прогнозирования продаж новых товаров MySales необходимо иметь большую историю. Хорошо работать программа начинает примерно с третьей недели. Сложности добавляет и то, что за последний год ассортимент магазинов сменился на половину.
Долгое время некоторые поставщики не отгружали продукцию из-за разрушения производственных мощностей. Затем начались торги, потому что они не хотели идти на ухудшение условий. Так что пока мы не согласовали с поставщиками приемлемые условия, это тоже влияло на имеющийся ассортимент, - объясняет представитель “Свой Маркет”.
Сеть приняла решение импортировать некоторые товары самостоятельно. Очень много ассортимента изменилось, и это негативно влияет на заказ.
Результаты и ожидания
Сейчас "Свой Маркет" приблизился к 100% централизации заказов с новой системой, а при старой этого было бы трудно достичь.
Второе, что дало внедрение MySales – это эффективный промо-модуль.
Главное преимущество в том, что сейчас эти процессы в достаточно легко управляемой автоматизированной системе, и нам не нужно тратить много ресурсов на управление ею. В дальнейшем планируем использовать парсинг цен конкурентов от MySales, – говорит Андрей Глушко.
Долгосрочные цели компании от внедрения MySales – увеличить обороты на 5% и уменьшить списание на 15-20%. Этого можно добиться путём уменьшения запасов товара.
Источник: RetailersUA
Читайте также: Новые открытия и централизация: руководитель Food Market Олег Шкаровский о планах сети