Алла Телига, «Галя Балувана» и Wesoła Pani: о вызовах войны, зарубежных франшизах, новых проектах и другом

Около 6 лет назад «Галя Балувана» была одним единственным магазином полуфабрикатов в Луцке, а сегодня это большая сеть, которая даже приостановила привлечение новых франчайзи. Кроме этого, ритейлер имеет собственные производства и постоянно расширяет ассортимент, как этот бизнес изменился за время полномасштабной войны и планирует ли трансформироваться дальше?

Украинский Совет Торговых Центров пообщался с соучредителем сетей замороженных домашних блюд «Галя Балувана» и Wesoła Pani Аллой Телигой о франчайзинге, работе в условиях отключений и отличиях бизнеса за рубежом. Об этом, а также о планах «Гали Балуваной» на развитие в торговых центрах читайте эксклюзивном интервью.

*Справка. Алла Телига - соучредитель франчайзинговых сетей замороженных домашних блюд «Галя Балувана», Wesoła Pani, а также Кафе общественного влияния misto.cafe Менторка международного бизнес-сообщества Board и лекторка Дія.Бізнес в Луцке.

Бизнес «Галя Балувана» начинался с одного магазина полуфабрикатов в Луцке, а какой он сегодня?

По состоянию на сегодня, август 2024, сеть «Галя Балувана» насчитывает более 950 магазинов и 172 франчайзи как в городах-миллионниках, так и небольших населенных пунктах. Мы продолжаем работать по всей Украине. Даже в прифронтовых городах есть франчайзи которые устойчиво держатся и не релоцируют бизнес. 

В ассортименте - более 300 различных блюд. Это замороженные полуфабрикаты, кондитерские изделия. Летом 2024 для наших магазинов в Луцке мы оттестировали и запустили большую линейку готовых блюд, которые удобно просто разогреть на месте или дома. Совсем скоро эти блюда станут доступными и в других городах. 

Так мы адаптировали ассортимент к блэкаутам, когда у людей нет света, чтобы приготовить даже обычный ужин.

431266041 17994195122611150 9071126653132218200 n | 1

С «Галей Балуваной» часто связывают зарубежные сети Wesola Pani и Multi Cook. Действительно ли связаны между собой эти бизнесы, или функционируют отдельно?

В сети «Галя Балувана» трое соучредителей: я, Александр Телига и Владимир Матвийчук. С 2021 года мы с Александром развиваем собственную сеть Wesoła Pani, которой за рубежом руководят наша дочь Диана Телига и ее муж Владислав Азовский. 

Наша зарубежная франшиза работает уже в трех странах (Польша, Латвия, Нидерланды) и имеет 140 точек. И мы продолжаем расширяться. 

img 1774 scaled | 2

Владимир развивает зарубежную сеть MultiCook, а в Украине - Gabar. 

І це все — проєкти, не пов’язані між собою та нашею спільною мережею “Галя Балувана”. Тобто як компанія ми не запускаємо інші мережі чи заклади, це окремі бізнеси співзасновників.

Как изменился бизнес сети с начала полномасштабной войны, назовите основные для себя отличия.

Мы постоянно преодолеваем вызовы, поэтому умение адаптироваться при любых обстоятельствах у нас теперь на самом высоком уровне, как и у всех предпринимателей в Украине сейчас. Конечно, мы проходим этот путь, не без стрессов и напряжения. Однако научились поддерживать друг друга и главное - оставаться людьми. 

Вижу, что мы с партнерами стали более устойчивым сообществом, когда одни франчайзи помогали другим, это особенно ценно было в первые недели полномаштабного вторжения. И сейчас, если кто-то из партнеров нашел способ улучшить ситуацию с электрообеспечением, например, он делится этим с другими. И таких историй у нас немало.

photo 2024 02 27 14 18 43 3 | 3

В одном из интервью еще один соучредитель сети Владимир Матвийчук сказал, что вы больше не продаете франшизы в Украине. Почему это так, можете ли к этому вернуться?

Да, действительно, с 2023 года в компании прекратили присоединять новых партнеров к общей сети «Галя Балувана». Новые точки могут открывать только франчайзи, которые были приобщены к ней ранее. 

Это связано с тем, что сеть выросла до определенного количества партнеров и их точек. И есть определенные ограничения по расстоянию, на котором их можно открывать друг от друга - это радиус от 1 км между магазинами. Поэтому территориально многие партнеры уже не могли расширяться. Это четкое правило, без исключений. Ведь мы не можем размещать больше, чем высчитали в бизнес-модели. 

Плюс есть конкурентная среда, открываются магазины и других сетей, с похожим ассортиментом. И это все надо учитывать. 

Поэтому для тех, кто стремился расти и дальше, мы предложили другие франшизы. Например, 30% партнеров по нашей Wesoła Pani являются партнерами и по сети «Галя Балувана». 

Франшиза за рубежом становится способом расти, когда упираешься в локальные ограничения, а также это хороший способ поддержать существующий бизнес в Украине.

Сегодня весь бизнес работает в условиях дефицита электроэнергии, для магазинов полуфабрикатов поддерживать стабильную температуру особенно важно. Какой стратегии придерживаетесь в этом вопросе?

Конечно, мы также адаптируемся. И с самого начала блэкаутов начали оснащать производства и магазины генераторами. Нам нельзя без этого, ведь действительно нужно соблюдать стабильный температурный режим в холодильниках.

Не все было просто, потому что в наших цехах мы имеем мощное оборудование, поэтому надо было правильно рассчитать мощность, нагрузку и даже пиковые часы потребления. Поэтому мы не только оборудовали все генераторами и дополнительными аккумуляторами, но и также адаптировали определенные процессы на производстве, чтобы наиболее ресурсозатратные приходились на время, когда свет включают.

Кроме этого, уже совсем скоро запускаем витрины-холодильники и точки, где можно здесь и сейчас разогреть готовые блюда.

416108108 17986494674611150 1320359363746668231 n | 4

Рассматриваете ли для себя вариант с привлечением импортной электроэнергии, о котором сегодня начинают говорить ритейлеры и ТРЦ?

Сейчас сложно сказать. Пока что обходимся доступными средствами. Если будет сформирован рынок, на котором можно будет приобрести такую электроэнергию, будут развиты электросети, конечно, мы будем рассматривать такой вариант. 

На локальном уровне также видим, как начинают развиваться станции альтернативных источников электроэнергии. В странах ЕС это очень актуально, у них развитая система. И хотя в Украине это пока отдаленная перспектива, мы все равно смотрим в сторону и таких источников. 

Влияют ли отключения на ассортимент и как часто вы вообще его меняете?

Мы делаем все, чтобы в магазинах были представлены любимые блюда покупателей. Из изменений - очень активно развиваем направление готовых блюд, которые будет легко и быстро разогреть дома, даже на маленькой газовой плитке с баллоном. 

То есть мы стремимся предоставить вкусные и здоровые альтернативы, например, бутербродам, которые люди часто делают в условиях блэкаутов.

По ассортименту, в Украине мы ежегодно добавляем где-то в два новых блока. Например, добавили мороженое, а после окончания сезона - кондитерку. В Польше мы стартовали с большим количеством позиций, сразу и с мороженым, и с кондитерскими изделиями. Поэтому там ассортимент обновляем реже.

Повторяется ли ассортимент продуктов украинской Гали в зарубежных сетях Wesola Pani и Multi Cook?

Если говорить о Wesoła Pani, ассортимент немного похож на «Гали Балуваной», ведь есть определенная база топовых позиций, которые любят и поляки - это, например, вареники, блины, сырники, котлеты. 

Однако рецептуры, калькуляции этих продуктов отличаются от того, что мы разрабатывали в рамках бизнеса в Украине. Конечно, со временем мы также добавили несколько локальных блюд, при этом кондитерские изделия запускали сразу такие, которые любят в Польше. Поэтому ассортимент адаптирован как по позициям, так и по вкусам. 

img 1773 scaled | 5

Из интересного также, на польском рынке существовал достаточно развитый сегмент готовых блюд, то есть те же вареники в супермаркетах продаются уже отваренные, только в охлажденном виде. И наши замороженные полуфабрикаты были несколько необычными.

Но со временем покупатели почувствовали, что свежеприготовленное дома на вкус иначе - более насыщенно.

Об ассортименте MultiCook не могу сказать, поскольку это отдельный бизнес другого соучредителя.

Вы также являетесь соучредителем Wesola Pani. Расскажите, где сегодня уже работает сеть и как воспринимают украинские блюда иностранцы?

Когда мы вышли на рынок Польши (наша первая страна), рецептура наших полуфабрикатов была классической, то есть такой, как ее любят украинцы. И с этим просчитались. Ведь в Польше подавляющее большинство наших покупателей - поляки. 

Как впоследствии выяснилось, им больше нравятся более соленые, острые и кислые блюда. Поэтому мы пригласили шеф-повара - украинца, который работает в Польше более 15 лет. Он помог адаптировать наш ассортимент к вкусовым предпочтениям потребителей, а также мы добавили любимые блюда поляков.

По адаптации также был интересный кейс с названиями. В Польше вареники называют «pierogi ruskie». В нашей сети мы сразу назвали их «pierogi ukrainskie».

Также, по понятным причинам мы переименовали наши бендерики. В магазинах Польши эта продукция называется треугольники.

«Галя Балувана» открывает новые точки преимущественно в стрит-ритейле, а много ли у вас локаций в ТРЦ? Рассматриваете ли торговые центры в качестве партнеров?

Стрит-ритейл всегда был интересен тем, что наши точки с цехами - это «производство за стеклом», то есть элемент привлечь внимание максимального количества людей. В ТРЦ не всегда есть возможность обустроить именно такой магазин. Однако точки в торговых центрах также хорошо показывают себя. И они занимают около 20% всего количества наших магазинов. 

Первый ТРЦ, где мы открыли магазин «Галя Балувана», был в Киеве, в ТЦ «Теремки». Там наш партнер-франчайзи взял 100 кв. м и оборудовал цех с магазином. На нижнем этаже здесь уже работал маркет «АТБ», поэтому поток людей довольно большой. И эта точка уже несколько лет стабильно показывает лучшие результаты среди магазинов этого франчайзи.

363337475 610162574644598 8402435165583062540 n | 6

На площади в торговых центрах есть даже определенная конкуренция среди франчайзи - они стремятся открываться именно там, если это соответствует определенному радиусу. Единственное условие - должен быть большой поток людей. То есть должны быть ТРЦ, в которых представлена не только одежда и аксессуары, например. Должен быть большой «магнит» - супермаркет, куда люди приезжают на закупки.

В зарубежной сети мы начали открывать локации в ТРЦ. Например, в Варшаве есть точка Wesoła Pani в торговом центре Centrum Handlowe King Cross Praga. Это «островок» с витринами-холодильниками. Поэтому мы довольно активно сотрудничаем с ТРЦ. 

Ну и напоследок, расскажите о своих планах и надеждах на ближайшее время.

Я из тех людей, кто любит сделать, а потом рассказывать. И уже не могу не поделиться) В ближайшие месяцы я с командой и семьей, ведь наши бизнесы теперь семейные, планирую запустить несколько новых проектов.

Читайте также: Сезонный фактор и воздушные тревоги: Индекс самочувствия ритейла (RWBI) в июле 2024 года снизился

Это будут новые форматы, не похожие на Wesoła Pani и «Галя Балувана». Мне очень интересно пробовать новое. Это помогает менять подходы, осваивать новые навыки и развиваться горизонтально. Поэтому ожидайте наших новостей в ближайшее время.

img 0488 scaled | 7