Актуальність ВТМ зросла під час війни – чому це вигідно ритейлерам і споживачам

Собственные торговые марки очень распространенное явление во всем мире, в Украине в частности. Несколько СТМ имеет едва ли не каждая крупная розничная сеть и в основном это продуктовые товары, средства по уходу и гигиене, аптечный ассортимент, бытовая и строительная техника, корм для животных и т.д. УСТЦ предлагает сокращенную версию разбора на тему – почему наличие собственных торговых марок выгодно как для торговых сетей, так и для потребителей.

На европейских рынках Private Label имеет очень хорошие позиции. По данным Gfk, в 11 странах Европы СТМ в ритейле превышают 30%, а в 4 странах – даже 40%.

  • в Германии доля ВТМ составляет 37,6%;
  • в Великобритании – 42,1%;
  • в Бельгии – 36,3%;
  • в Нидерландах – 43,8%;
  • во Франции более 30%;
  • в Украине – 15%.

Также исследования показывают, что в кризисных ситуациях преимущественно именно СТМ становятся выбором потребителя. Это объясняется доступностью товаров и услуг.

В условиях растущей инфляции собственные торговые марки помогают потребителям бороться с ростом затрат.

За даними дослідження Делойт Україна, 63% украинцев заметили влияние карантина на их потребительские привычки. Это заставило украинцев более внимательно относиться к своему выбору и избегать дополнительных расходов, а война лишь усугубила эти тенденции.

Рост продаж товаров под Private Label в 1 полугодии 2022 года в Украине составил 13%, наибольший рост был в категориях продукты питания, средства гигиены, корм для животных.

Все это свидетельствует о том, что в условиях экономии потребитель либо покупает дорогой проверенный товар, либо предпочитает более дешевый, но не менее качественный под ВТМ.

Отечественные Private Label

Собственные торговые марки стали появляться в Украине около 20 лет назад. Это был ответ бизнеса на запрос потребителя на качественный и недорогой товар, ведь покупательская способность не позволяла купить технику или косметику популярного мирового бренда.

Несмотря на войну, популярность Private Label удерживается и даже растет, ведь это позволяет предложить потребителям актуальные решения, не снижая качество и комфорт.

Основным преимуществом СТМ является их большая мобильность и гибкость по отношению к конъюнктуре рынка. Более 50 собственных торговых марок в своем портфеле имеет сеть косметических магазинов EVA. Одним из них является бренд декоративной косметики GlamBee, запущенный в 2015 году.

В сети объясняют, что ситуация на рынке не позволяет просто выставить товар на полку даже в собственной сети. Этого недостаточно для формирования сильного бренда, поэтому ритейлеры все чаще укладываются в промо своих СТМ.

Еще одной известной СТМ является бытовая техника Elenberg, которая эксклюзивно представлена ​​в сети Eldorado.ua. Бренд существует на рынке уже 23 года и на заводах в Китае под этой ТМ производят холодильники, морозильные камеры, чайники, стиральные машины, микроволновые печи и мультиварки.

Среди ритейлеров бытовой техники и электроники СТМ имеют Фокстрот (Delfa) и маркетплейс Rozetka (rztk), ТМ Vestel эксклюзивно представлена ​​в Comfy.

"Эпицентр" начал развивать свои в 2005 году и в настоящее время владеет Intersport, McKinley, Energetics, Firefly, MaxxPro, Pro Touch.

Свои торговые марки имеют почти все продуктовые ритейлеры Украины, “АТБ” розвиває “Розумний вибір”, “Своя лінія” і “De Luxe F&G Selected”. В мережі “АТБ” продукція Private Label займає більше чверті (26%) з усього асортименту.

В VARUS представлено 9 ВТМ, популярные ВТМ Сильпо - "Премия", "Полная чаша".

Свои торговые марки имеют и меньшие по размеру сети SPAR и "Наш Край", а именно – S-PRICE, "Наш Край" и SPAR.

Актуальность Private Label

Полномасштабная война перевернула жизнь всех украинцев. Многие были вынуждены покинуть свой дом и обустраивать жизнь с нуля в другом месте.

По данным Делойт Украина, именно ВПЛ лидируют по частоте совершения покупок и по размеру среднего чека в большинстве категорий товаров.

Переселенцы и сами сообщают о том, что у них выросла частота покупок продовольственных товаров, готовой пищи, бытовой химии, электроники, мебели и других товаров для дома.

Читайте также: Украинский производитель "Три Медведя" начал экспортную экспансию в Польшу

В Eldorado отмечают, что с начала войны вырос спрос на товары категорий красоты и здоровья, автономное приготовление пищи и товары категории напитков. Также выросли продажи холодильников, электроники и аксессуаров. В структуре потребительских товаров доля ВТМ наибольшая у товаров для гигиены, продуктов питания, кормов для домашних животных.

При цьому більшість українців намагається економити, залежно від категорії товарів заощадити намагаються від 47% до 86% опитаних українців. Тому товари, за бренд яких не потрібно переплачувати, стали ще актуальнішими.

Delo.ua