Сколько магазинов потеряли ведущие торговые сети Украины за время войны?
Опрос более 90 членов RAU показал, что через два месяца войны украинский ритейл постепенно сокращает количество закрытых торговых точек.
Очередное исследование, проведенное RAU в апреле методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, показало, что на 56-й день боевых действий было закрыто по тем или иным причинам только 23% торговых объектов/магазинов. Это на 6% меньше аналогичного показателя месяц назад.
Важные уточнения
Прежде всего, следует еще раз отметить, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому приведенные ниже цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла. Тем более что многие из опрошенных сетей имеют магазины преимущественно на западе Украины, в то время, когда есть достаточно большое количество локальных операторов на востоке Украины, по которым пока нет информации.
Также следует принять во внимание, что в этот раз добавились данные по трем сетям, которые не участвовали в предварительном исследовании, поэтому предварительные данные могут отличаться от обновленной информации. В частности, в сегменте продуктового ритейла речь идет о Fozzy Group, «Сімейна пекарня» и Мясомаркете, а в секторе техники и электроники — об Алло.
Общая картина
Таким образом, на 20 апреля работало 11 744 магазина из 15 263, которые были открыты на момент начала полномасштабной агрессии. То есть на 23% меньше — 3521 закрытых точек. По сравнению с мартом ситуация улучшается, потому что относительные потери ритейла составили 29,4% (4481 магазинов).
Однако это только прямые потери основных фондов, связанные с закрытием торговых точек, не считая недополученных прибылей предприятиями малого и среднего бизнеса.
Однако если посмотреть на потери продуктового ритейла, нетрудно заметить, что количество закрытых мини-маркетов, супермаркетов, гипермаркетов даже увеличилось: 1117 в апреле по сравнению с 978 точками в марте. Это в первую очередь объясняется тем, что сети сейчас оптимизируют свою работу. Увеличение доли закрытых магазинов с 21% до 24% продиктовано необходимостью оставить в работе только те точки, где можно сформировать полноценный ассортимент, организовать своевременное пополнение запасов и иметь соответствующий потребительский спрос.
Второй важный фактор, влияющий на количество работающих магазинов — плата за аренду помещений. Далеко не все арендодатели идут навстречу и отказываются снизить ставки аренды, мотивируя это тем, что продуктовый ритейл работает и товары повседневного потребления пользуются спросом. Потому сети закрывают отдельные магазины. Таким образом, несмотря на возобновление работы некоторых магазинов, общий результат меньше: сейчас работает только 3463 магазина FMCG-операторов в апреле против 3600 в марте.
Так, самая большая сеть продовольственных магазинов АТБ имеет только 79% открытых магазинов против 85% в марте. Кто-то постепенно наращивает количество работающих магазинов, как вот сеть Varus, где задействовано уже 86% от довоенного количества торговых точек (в марте было на 6 магазинов меньше, только 90 из 112). Кто-то зафиксировал потери и продолжает работу в оставшихся магазинах, как вот сеть Novus, где осталось 66 магазинов или на 23% меньше. А сеть «Рукавичка», работающая преимущественно на западе страны, даже приросла за это время на одну торговую точку и теперь насчитывает 186 магазинов.
Читайте также: В Украине из-за войны пострадало 17 ТЦ
Тренд на восстановление
В других секторах ритейла фиксируется постепенное возобновление работы большинства сетей там, где есть такая возможность. Больше всего в апреле в относительном измерении возобновились сети сектора jewelry, которые и пострадали от войны больше всего. Поэтому работа 629 торговых точек в апреле против 194-х в марте сразу же улучшила общий результат: теперь не работает только 52% из 1313 точек, которые были до войны. Напомним, что в марте было закрыто 85% магазинов этих сетей. Лучшие темпы восстановления показал бренд «Срібний Вік», который за месяц снизил долю неработающих магазинов с 95% в марте до 17% в апреле. Самая большая доля не работающих магазинов в Zarina — 75%, хотя сети удалось за месяц возобновить работу 8 магазинов.
Так же тяжело идет возобновление работы развлекательных центров, 87% которых не работало в марте, а сейчас этот показатель снизился до 72%. Всего в настоящее время работает 13 из 46 заведений. В частности, постепенно восстанавливается работа кинотеатров Multiplex, уже работает 8 из 22-х объектов.
Еще один сектор, который сильно страдает от войны — розничная торговля одеждой и обувью. Сегмент fashion в апреле удвоил количество точек, возобновивших свою работу. Тем самым, увеличив их долю с 28% до 46%. В абсолютных цифрах это выглядит как 234 открытых магазина в апреле против 276 закрытых. Однако у разных брендов дела обстоят по-разному. Так, в Invogue Fashion Group открыли только один магазин в Одессе, а остальные 32 магазина премиальных брендов не работают. Так же в сети Argo открыто только 21% магазинов, то есть 9 из 33-х, но это на 8 точек больше, чем было месяц назад. Лучше всего обстоят дела у брендов Estro и Famo, в которых остаются закрытыми 31% и 34% магазинов соответственно.
Сектор торговли бытовой техникой и электроникой находится примерно посередине, имея более половины работающих магазинов, постепенно наращивая их долю (63% против 56% месяц назад). И это несмотря на потерю складов и магазинов в зоне активных боевых действий. Так, из 894 магазинов, которые существовали до полномасштабного вторжения, действует 559. Среди восьми опрошенных сетей на 100% возобновила свою работу ВМ Техника, а Цитрус на 81% (сейчас работает 44 точки из 54-х). Однако эти сети находятся в относительно безопасных регионах. Такие же национальные ритейлеры, как Comfy, Eldorado и Фокстрот, могут торговать только на 71%, 60% и 46% своей «довоенной» мощности. Интересно, что теперь у всех троих работает от 70 до 80 торговых точек.
В других Non-food категориях (товары для дома, химия, косметика) картина очень похожа: из 2652 точек в работе находится 2155 или 81%. За месяц закрытых точек стало всего на 8% меньше. Но в абсолютных цифрах картина выглядит гораздо лучше: за месяц количество закрытых точек уменьшилось почти наполовину: 497 против 724.
Так же и в аптечной сфере, уменьшение количества закрытых аптек на 7% в абсолютных цифрах упало с 625 до 356.