Украинский ритейл потерял треть магазинов за месяц войны
За месяц войны из-за вторжения россии в Украину было закрыто 3973 торговых объекта.
Два года подряд украинский ритейл занимал первые строчки в топ-5 наиболее прибыльных отраслей экономики Украины. Суммарно за год ритейлеры зарабатывали более 430 млрд грн.
Но после начала полномасштабных боевых действий 24 февраля все кардинально поменялось. Некоторые объекты были утрачены, часть закрыли из-за опасности для персонала и покупателей, а в некоторые города невозможно завезти товар или вывести на работу персонал.
По данным исследования Ассоциации ритейлеров, проведенного методом онлайн-опроса 97 владельцев и CEO предприятий Украины, за 25 дней боевых действий было закрыто по тем или иным причинам 29% торговых объектов/магазинов.
Кто понес наибольшие потери
Суммарно было закрыто 3973 торговых объекта. И это только прямые потери основных фондов, связанные с закрытием торговых точек, без учета недополученных прибылей предприятиями малого и среднего бизнеса.
Ювелирный сегмент: закрыты 1119 торговых объектов (85% отрасли). С одной стороны, в дни войны резко упадет спрос на драгоценности. С другой стороны, на оккупированных территориях такие объекты грабят одними из первых. Работают ювелирные магазины только на западе Украины: кому-то нужны обручальные кольца (влюбленные женятся на фронте), или кто-то пытается оградить средства от инфляции.
Индустрия Развлечений. В настоящее время закрыто 46 (87%) развлекательных центров и кинотеатров.
Fashion-ритейл. Продавцы одежды, обуви и модных аксессуаров вынужденно закрыли 72% магазинов или 368 точек из 510. К тому же многие ТЦ и ТРЦ, где преимущественно находились магазины известных брендов, сейчас закрыты, а в зонах активных боевых действий и в оккупации вообще повреждены или уничтожены.
Бытовая и цифровая техника. Закрыта половина ритейла. Кроме сложности работы в районах боевых действий существует проблема уничтожения некоторых складов, как в сети Фокстрот, а также резкое изменение спроса на разные категории товаров. Сейчас работает только 272 магазина из 554.
Непродовольственный ритейл. Закрыта треть магазинов. Из 111 торговых точек по продаже строительных материалов осталось открытыми только 76, а в сегменте товаров для дома, бытовой химии и косметики было закрыто 724 магазина или 27% отрасли.
Фармацевтический сегмент: закрыто 625 аптек (16% отрасли).
Продовольственный сегмент (мини-маркеты, супермаркеты): 17% отрасли (580 точек) не работают.
Как работают торговые объекты
По состоянию на 21 марта общее количество работающих торговых точек составило 9701 при общей численности в 13674.
Из этих 71% работающих торговых объектов еще 15-18% работают в ограниченном графике, в комендантское время, открытые несколько дней в неделю в связи с боевыми действиями в данных регионах и городах.
Остальные 52% действующих торговых объектов заявляют о логистических проблемах, сложности транспортных перевозок и своевременной доставке товара, отсутствии транспортных средств для осуществления логистики, логистического персонала.
Не менее остро стоит проблема наличия товара у производителей/поставщиков, особенно в зонах боевых действий, что затрудняет обеспечение торговых объектов в регионах. Поэтому, например, продуктовый ритейл активно пытается перестроить и оптимизировать свои сети.
Так, например, сети Сільпо и АТБ оставили работать в столице «опорные» магазины, а остальное закрыли или используют как склады.
Весьма ощутима нехватка персонала, чем объясняется большое количество закрытых аптек, хотя и сложность пополнения ассортимента также существует. Проблем придает периодическое уничтожение врагом некоторых складских и производственных мощностей.
Читайте также: Какие убытки понесли ритейлеры и владельцы ТРЦ за месяц активных боевых действий