Развитие ритейла в 2022 году: прогнозы международных аналитиков
Пандемия 2020-21 годов бесспорно оказала огромное влияние на современный рынок розничной торговли. И если в позапрошлом году закрытия и ограничения привели к хаосу на рынке и серии банкротств, то в прошлом рынок адаптировался к новым реалиям и чувствовал себя спокойнее и увереннее.
2021 год запомнился большим количеством сделок по слиянию и поглощению, а также серией крупных IPO на фоне общей стабилизации на рынке. Вместе с тем, ритейлеры продолжили бороться с проблемами поставок и дефицита товаров. Прогнозами по развитию рынков делятся Дафна Хаулэнд, Бен Унглсби и другие международные аналитики.
Какие 10 глобальных тенденций будут определять развитие рынка ритейла в 2022 году?
1. Ритейлеры будут инвестировать в цепочки поставок товаров
Как известно, 2021 год прошел под знаком больших проблем с поставками по всему миру на фоне всплеска покупательской активности, дефицита производственных мощностей и нехватки рабочей силы. Ожидается, что различные факторы давления на рынок сохранятся и в 2022 году. Поэтому ритейлеры будут активнее инвестировать в существующие цепочки поставок и создавать новые на долгосрочную перспективу.
2. Продавцы переосмыслят свои отношения с работниками
В прошлом году одной из самых обсуждаемых на рынке тем были взаимоотношения ритейлеров с персоналом. Многие компании вынуждены были повысить заработную плату сотрудникам, добиваясь укомплектования штата. В 2022 году профсоюзы будут добиваться усиления защиты прав работников в период пандемии и ограничений. В случае если дефицит рабочей силы сохранится, ритейлерам придется идти на большие жертвы, чтоб сохранить полностью укомплектованные штаты магазинов, дарксторов и распределительных центров.
3. Последствия потока IPO
Прошлый год стал одним из рекордных по числу IPO в сегменте розничной торговли. Особенно активными были интернет-ритейлеры, многие из которых стали публично публиковать данные об убытках, что привело к падению стоимости их акций на бирже. Многие бренды после IPO сегодня испытывают трудности, и ожидается, что именно 2022 год станет индикатором того, является ли выход на биржу оправданным для других участников рынка e-commerce.
4. Продолжится ли восстановление фэшн-ритейла?
В 2020 году продажи одежды и обуви были рекордно слабыми, но 2021 год подарил ритейлерам немного надежды на восстановление спроса. Если два года назад 1,8 млн потребителей в США не купили ни одной новой вещи, то в прошлом году более 60% потребителей заявили о необходимости обновления гардероба. В Moody's ожидают, что в этом году рост в розничной торговле и производстве одежды несколько замедлится. Под давлением — такие крупные бренды, как Gap и Banana Republic.
5. За высокую инфляцию будут расплачиваться потребители
Потребители могут столкнуться с ростом цен на фоне высокой инфляции. В США, согласно данным Бюро статистики труда, потребительские цены выросли почти на 7%. А согласно данным индекса цифровых цен Adobe, в интернете цены росли на протяжении 18 месяцев подряд. В случае если рост цен продолжится, потребители будут все чаще пользоваться альтернативными кредитными программами, что окажет влияние на весь сектор розничной торговли.
6. Ритейлеры будут зарабатывать на своих сервисах
Торговые компании продолжат диверсифицировать свою деятельность, открывая новые источники дохода, в том числе доставку товаров для сторонних компаний, сдачу площадей под пункты выдачи товаров и предлагая покупателям подписки на скидки и дополнительные услуги. Одновременно продолжает расти и популярность формата бескассового обслуживания. Так, Amazon уже в прошлом году начала продавать свои технологии сторонним ритейлерам.
7. Бренды будут искать баланс между оптовыми и розничными продажами
Ведущие ритейлеры в 2022 году продолжат искать идеальный баланс соотношения оптовых продаж с реализацией товаров по модели прямого взаимодействия с потребителем. На глобальном рынке за последнее время все большее значением прямым продажам уделяют спортивные гиганты Nike, Adidas и Under Armour. Одновременно бренды находят преимущества в расширении через оптовых партнеров в дополнение к собственным магазинам и онлайн-каналам сбыта. Ожидается, что сдвиги в обоих направлениях продолжатся и в этом году.
8. Магазины продолжат эволюционировать
В последние годы ритейлеры стремительно сокращали свое присутствие в физической рознице. Так, в 2019 году было объявлено о закрытии около 9 тысяч магазинов в США, а в 2020 году некоторые ритейлеры решили не открывать закрывшиеся в пандемию магазины. 2021 год был другим — крупные бренды начали переосмысливать значение и концепцию магазинов, менять их локации и становиться ближе к потребителям. Новые форматы пробуют как люксовые Macy's и Bloomingdale's, так и дискаунтеры вроде Dollar General.
9. СТМ продолжают расширять свое присутствие на рынке
Прошли времена, когда ритейлеры прикрепляли свои бренды исключительно к дешевым, простым и низкокачественным товарам СТМ. Сегодня компании стремятся рассматривать бренды СТМ как прибыльный двигатель роста, позволяющий им захватить большую долю рынка. Крупнейшие ритейлеры активно наращивают портфель собственных брендов, в том числе и в непродуктовом сегменте. Частные марки становятся все более популярными среди потребителей, заботящихся о цене.
10. Обновление iOs может подорвать маркетинговые стратегии ритейлеров
С выходом обновления iOS 14.5 Apple ритейлеры столкнулись с множественными проблемами из-за того, что приложения обязали запрашивать у пользователей разрешение на отслеживание и доступ к рекламе. Особенно много проблем это добавило брендам, ориентированным на прямые коммуникации с потребителем. В 2022 году многие из них вынуждены будут искать новые маркетинговые каналы, которые принесут больше прибыли. В их числе — электронная почта, SMS и даже печатная реклама.
Подготовлено по материалам международных аналитиков Дафны Хаулэнд, Бена Унглсби, Кары Сальпини, Каарина Вембара, Каролины Янсен и Марии Монтерос.
Читайте также: главные тренды ритейла в 2022 году по версии Trend Hunter.