Как украинцы тратят деньги перед праздниками
Декабрь — время, когда украинцы направляются в магазины, листают страницы в интернете в поисках подарков для близких. Кто-то ждет предновогодних скидок, чтобы купить технику, кто-то использует праздники как повод для шопинга.
В целом, по данным Госстата, украинцы начали тратить на 4,4% больше, чем в прошлом году. Больше всего средства тратятся именно на пищевые продукты и напитки. А вот на подарки украинцы начали тратить меньше.
Спонтанность и малобюджетность — главные характеристики праздничных покупок украинских потребителей.
Половина украинцев планируют дарить на зимние праздники вкусности (52%). Они остаются самым популярным подарком — в прошлом году вкусности дарили 63% опрошенных. В топ-5 подарков вошли также игрушки и детские принадлежности (33%), косметика (31%), одежда (26%) и предметы декора и сувениры (23%). Денежный лимит на все это — 1 тыс. грн.
К тому же растет перед праздниками и доля спонтанных покупок. Часто люди просто блуждая по магазинам, покупают новогодние игрушки, низкоценные вещи. Кажется, что столь мелкие средства не влияют ни на что. Но часто именно спонтанные покупки поглощают большую часть бюджета украинцев. Зимой перед новогодними праздниками расходы, предварительно не запланированные в бюджете на месяц, увеличиваются в несколько раз. Такие расходы являются для покупателя возможностью получить удовольствие мгновенно.
Подарки чаще покупают онлайн
В 2018 году по данным 4Service Group планировали покупать через Интернет 48% украинцев. В 2020 году компания обнаружила, что онлайн будут покупать 59%, а по данным Gradus Research — 62,8%. А в 2021 году, по прогнозам 4Service Group, количество онлайн-покупателей может составить 61%, а согласно Gradus Research — целых 67%. Большинство поклонников онлайн-покупок будут покупать подарки в постели перед сном.
36% людей покупают онлайн через смартфоны — данные Lemarbet. Несмотря на рост трафика с мобильного устройства, покупка через смартфоны занимает достаточно малый процент. Все потому, что большинство интернет-магазинов до сих пор не оптимизированы под мобильные устройства.
Если посмотреть на места, где чаще всего покупают товары, то это 84% дома, из них: 33% перед просмотром телевизора; 17% — во время еды; 51% — в постели перед сном; 25% — когда заняты другие устройства дома.
Изменились приоритеты в запланированных покупках
В 2021, по данным Gradus Research, на первое место среди запланированных покупок выходит одежда — 45%, затем электроника — 38%, 26% — бытовая техника, 24% — косметика и бытовая химия. Для сравнения, по данным агентства маркетинга Promodo, у украинцев были другие приоритеты: в «доковидном» 2019 году в топе покупок первое место занимала бытовая техника, второе — игрушки, третье — одежда.
Сначала читают отзывы и потом покупают. По данным Google, в 2021 году 73% украинцев использовали смартфон для поиска информации о товаре.
Предновогодние скидки и «Черная» пятница полюбилась украинцам. И хотя обычно скидки распространяются на коллекции прошлых сезонов, из массы интересных и выгодных предложений есть что выбрать. Большинство покупателей ожидают падения цен на технику, товары для дома, косметику и одежду. Украинская «Черная» пятница характеризуется тем, что она стремительно проникла в сферу услуг: запланировав в этот период маникюр, вечер развлечений, обслуживание автомобиля или даже туристическую поездку, покупатель может рассчитывать на максимальную выгоду.
Подарки и праздник в кредит
Количество выданных микрокредитов возросло и, судя по данным Опендатабот, будет расти дальше. За первые три квартала 2021-го украинскими микрофинансовыми организациями (МФО) было выдано быстрых кредитов на сумму 49 млрд грн. Это на 261 млн больше, чем за весь 2020 год, когда общая сумма составила 48,7 млрд грн.
Количество выданных в Украине кредитов растет из года в год: в 2019-м ежемесячно в среднем выдавалось 982,5 тыс. кредитов, в 2020 — 1 млн кредитов, а в 2021 выдается уже 1,2 млн. То есть против предыдущего года среднемесячное количество оформленных кредитных договоров увеличилось на 20%. К тому же, возросла и сумма кредитов. С конца прошлого года средняя сумма кредита выросла на 11% — с 4 059 грн до 4 515 грн.