Черная пятница 2024: чего ожидают и как готовятся украинские ритейлеры

Украинцы уже активно готовятся к самой большой распродаже года - Черной пятнице. Традиция американского шопинга со скидками прочно закрепилась в стране и даже в сложные времена этот день собирает немало поклонников.

Не менее тщательно к Черной пятнице должны готовиться ритейлеры, ведь эффективность рекламной кампании зависит от комплексного подхода, что в итоге позволяет увеличить продажи через все доступные каналы.

Как украинские сети подготовились к большой распродаже и стоит ли экспериментировать с бюджетом на рекламную кампанию, узнавало издания Delo.ua. УСТЦ предлагает самое интересное из материала.

Черная пятница 2024

По словам директора сети «Фокстрот» Олега Никольского, в 2024 году распродажа в сегменте бытовой и электронной техники продлится 8 дней - с 25 ноября по 2 декабря, включая Киберпонедельник. Это решение позволяет потребителям максимально воспользоваться выгодными предложениями.

Руководитель отдела контекстной рекламы в Promodo Юлия Чуб добавляет, что в Украине спринт Черной пятницы уже окончательно превратился в Рождественский марафон, ведь высокий сезон охватывает еще две недели после праздника. 

В этом году, по прогнозам партнерской сети Admitad, украинцы совершат на 15-20% больше покупок во время распродаж на фоне общего роста онлайн-продаж в стране на 19% в 2024 году, а расходы украинцев на эти покупки - на 7%. 

В то же время покупательское поведение украинских потребителей существенно изменилось. Если американцы больше обеспокоены инфляцией и политической неопределенностью, то в Украине приоритеты и привычки менялись преимущественно из-за полномасштабной войны.

Сейчас главной целью для украинцев становится обеспечение безопасности и комфорта для себя и близких, в связи с этим продукты первой необходимости стали пользоваться повышенным спросом.

В маркетинговом агентстве Netpeak выделили следующие ключевые изменения рынка:

  • изменение покупательской способности: украинцы стали более осторожными в тратах, начали экономить, перейдя в низкий ценовой диапазон, постоянно ищут скидки;
  • рост популярности онлайн-шопинга и доставок;
  • изменение спроса на товары: от роскоши к необходимости;
  • многие украинцы потеряли работу в условиях войны, поэтому они стремятся перепрофилироваться. Вследствие этого вырос интерес к онлайн-образованию, особенно в новых сферах;
  • желание украинцев быть полезными для страны.

Рекламные кампании к Черной пятнице

По словам экспертов, главный маркетинговый канал в этот период - платный поиск, который закрывает 59% трафика на сайты и 28% всех онлайн-продаж.

В Promodo отмечают, что бизнесу также стоит обратить внимание на активность покупателей через смартфоны. Например, в США в прошлом году покупатели впервые потратили больше денег через смартфоны, чем через компьютеры. В Украине этот показатель составил 26%, что свидетельствует о важности оптимизации сайта для мобильного трафика.

В агентстве рекомендуют не повышать резко рекламные бюджеты, а лучше это делать постепенно, на 10-15% в течение месяца. Кроме того, следить за рекламными бюджетами надо ежедневно, например, если спрос в определенной категории увеличивается - важно, чтобы бюджеты на нее не были «зажаты».

По словам руководителя отдела контекстной рекламы в агентстве Netpeak Ukraine Антона Липского, маркетинг в ритейле стал более адаптивным, что помогает быстрее реагировать на динамику рынка, лучше понимать потребности клиентов и совершенствовать маркетинговые стратегии.

В целом размер рекламного бюджета на Черную пятницу зависит от масштаба бизнеса, типа продукта и амбиций кампании. Крупные компании могут выделять на это многомиллионные бюджеты, тогда как малые и средние бизнесы должны рассчитывать расходы в соответствии со своей аудиторией.

Чего ожидают ритейлеры в 2024 году

По словам маркетинг директора "Фокстрот" Олега Никольского, основная коммуникация сети стартует за 1-2 недели до дня распродажи, а ключевые каналы продвижения - телевидение и диджитал-площадки. Также ритейлер активно использует искусственный интеллект для персонализации предложений, анализа и работы с клиентами.

Среди особенностей нынешней Черной пятницы эксперт выделил:

  • расширенный ассортимент;
  • реальные скидки;
  • якісний сервіс;
  • лучшие условия доставки;
  • кредитование.

Особый спрос ожидается на телевизоры, смартфоны, ноутбуки и кухонную технику.

В АЛЛО говорят, что почти половина продаж происходит онлайн, поэтому ритейлер делает уклон именно на диджитал-инструментах и персональных предложениях для лояльных клиентов.

В прошлом году Черная пятница принесла АЛЛО рост онлайн-трафика, увеличение среднего чека до более 5 тыс. грн. В этом году в компании ожидают аналогичных или даже более высоких результатов.

В Rozetka подготовка к Черной пятнице среди ритейлеров отличается: кто-то запускает промокампанию за месяц, а Rozetka - обычно за несколько дней или неделю до старта. В кампании используются все традиционные каналы продвижения: рассылки, соцсети, баннерная реклама, YouTube, Facebook и радио.

Читайте также: Торговые центры Украины онлайн 2024 (исследование)

В прошлом году маркетплейс зафиксировал значительное увеличение продаж, и в этом году ожидаются похожие результаты.