Торговые центры Украины онлайн 2024 (исследование)

За последнее 10-летие социальные сети и другие онлайн-сервисы стали одними из важнейших инструментов продвижения бизнеса, в том числе и для торговых центров. Украинский Совет Торговых Центров провел глубинное исследование рынка ТЦ Украины и их представленности в онлайн-пространстве и сравнил результаты с аналогичным исследованием 2017 года.

Торговая недвижимость меняется последние 10 лет под влиянием быстро растущих цифровых технологий. Формируется новая модель лизинга, появляются новые критерии оценки эффективности работы арендаторов, возникают новые маркетинговые стратегии и растет значение продвижения торговых центров онлайн. Именно последнему аспекту работы торговых центров, продвижению онлайн, посвящены два исследования UCSC. Первое было сделано в 2017 году, когда торговые центры только начинали собирать свою онлайн аудиторию, а сейчас в 2024 году мы сделали второе исследование - апдейт первого, - отметил председатель Украинского Совета Торговых Центров Максим Гаврюшин.

Как изменилось количество ТЦ в соцсетях, сколько объектов имеют собственные веб-сайты и какие из них самые популярные, читайте в нашем эксклюзивном исследовании UCSC.

Главные выводы

  • - Доля торговых центров, имеющих собственный веб-сайт за 7 лет существенно не изменилась. Сейчас таких ТЦ 68% (64% в 2017 году). Доля ТЦ, имеющих мобильные приложения осталась неизменной.
  • Существенно возросла доля ТЦ представленных в соцсетях - с 67% в 2017 году до 76% в 2024 году.
  • В среднем украинский торговый центр имеет аккаунты в 2,5 соцсетях.
  • Больше всего вовлечены в социальные сети крупные торговые центры - 93% имеют свои аккаунты, среднее количество аккаунтов составляет 3,3.
  • Наиболее популярной сетью в 2024 году стал Facebook (71% ТЦ в 2024 году и 55% в 2017). В 2017 году наиболее популярной была сеть ВКонтакте (58%)
  • Начинают развиваться новые соцсети - Телеграмм и Tik-Tok, доля ТЦ имеющих аккаунты составляет 11% и 14% соответственно.
    ТЦ, остающиеся на оккупированных территориях менее активны онлайн. Только 53% имеют аккаунты в соцсетях, только 39% имеют веб-сайт.
  • Среднее количество аккаунтов в соцсетях 1,9.
  • Найбільші аудиторії у соціальних мережах мають ті ж самі торгові центри, що і у 2017 році - Forum Lviv (361 тис.) та Ocean Plaza (194 тис.). Але обсяг послідовників збільшився сумарно у 2,5 рази за 7 років.

Методология

Целью исследования было определение степени представленности торговых центров в виртуальном пространстве в 2024 году и сравнение с результатами исследования 2017 года.

Задание:

  • Определить наличие функционирующего сайта торгового центра
  • Определить количество социальных сетей, где представлены торговые центры (ТЦ)
  • Определить лидеров по размеру группы ТЦ в социальных сетях
  • Исследование проводилось в октябре-ноябре 2024 г.
  • Исследование 2017 года проводилось до выхода Указа Президента Украины о блокировании на территории Украины российских интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники.

Исследование имело сплошной характер. Для отбора объектов исследования использовалась база торговых центров Украины и их классификация, разработанная ICSC Ukraine Research Group 2014-2017 годов.

Количество действующих торговых центров на момент исследования составляло 326, в том числе на оккупированных территориях 51.

На момент проведения исследования рынок торговых центров Украины имел следующую структуру:

1 | 1
2 | 2

Веб-сайт

Мобильные приложения, которые начали появляться в украинских ТЦ в 2016 году, так и не приобрели популярности. Возможно из-за их высокой стоимости и ограниченных рекламных возможностей. Выглядит так, что пик обеспеченности веб-сайтами тоже остался в прошлом десятилетии. Обеспеченность веб-сайтами за 7 лет фактически не изменилась. В 2024 году 68% ТЦ имеют собственный сайт, в 2017 году этот показатель составлял 64%. Кажется, что все ТЦ, которые хотели создать веб-сайт, уже его создали.

Как и 7 лет назад, лучше всего веб-сайты представлены в торговых центрах Киева (87%), хуже всего на Востоке Украины (35%). Наибольшие изменения произошли на Юге Украины - здесь обеспеченность сайтами увеличилась за 7 лет с 58% до 72%.

35 37 | 3

Торговые центры, которые остаются на оккупированной территории (51 ТЦ) обеспечены веб-сайтами почти в 2 раза хуже (39%), чем ТЦ, работающие на подконтрольной Украине территории (73%).

5 | 4

Малые ТЦ остаются наименее обеспечены сайтами, по сравнению с другими типами ТЦ - только 63% имеют веб платформу. Наиболее обеспеченными остаются крупные ТЦ - 89%. Это связано, с тем, что объекты большого размера имеют больше возможности финансировать разработку программного обеспечения.

4 | 5

Социальные сети

Если в 2017 году наблюдался определенный паритет, то по состоянию на 2024 год социальные сети уверенно опережают веб-сайты. Социальные сети стали главным каналом коммуникации торговых центров со своей онлайн аудиторией. Сейчас уже 76% ТЦ имеют хотя бы 1 аккаунт в соцсетях, сайты имеют только 68% ТЦ. Ни одного аккаунта не имеют только четверть ТЦ (в 2017 году - 33%). Среднее количество аккаунтов составляет 2,5.

presens | 6

Также изменилась региональная структура наличия соц сетей. Если в 2017 году бесспорным лидером был Киев, то в 2024 году центральные и западные ТЦ фактически имеют такое же наличие соц сетей, а на Востоке наоборот представленность ТЦ в сетях значительно снизилась с 73% до 53%. В первую очередь это связано с тем, что на востоке располагается большее количество оккупированных ТЦ.

54 | 7

В целом ТЦ на оккупированных территориях меньше обеспечены социальными сетями - только 53% ТЦ имеют такие аккаунты. В то же время как на подконтрольной территории таких ТЦ 80%. Среднее количество соц сетей также отличается - 1,9 и 2,5 соответственно.

8 | 8

Наибольшая доля ТЦ, в которых есть соц сети остается в крупных ТЦ (95%). Но существенно увеличилась доля таких ТЦ в категории «малые» и «специализированные».

10 | 9

Наибольшее количество социальных сетей, в которых представлены ТЦ, зафиксировано в Киеве (2,8), наименьшее - на Востоке (2,1). За 7 лет все регионы увеличили свое присутствие в соцсетях, но наибольшую динамику демонстрируют Центр и Запад.

7 | 10

Мы видим, что как и в 2017 году, наибольшее количество аккаунтов в 2024 году остается у крупных ТЦ. Но все остальные типы значительно сократили разницу. Особенно это касается специализированных ТЦ, которые почти догнали крупные ТЦ по количеству соц сетей.

tajps 1 | 11

Самой популярной сетью в 2024 году является Facebook. 71% украинских ТЦ имеют аккаунты в этой сети. В 2017 году лидером была сеть «Вконтакте», где было зарегистрировано 58% ТЦ. Значительно увеличила свое присутствие, фактически догнав Facebook, сеть Instagram - с 27% в 2017 году до 67% в 2024 году. Youtube увеличил количество аккаунтов в 5 раз, хотя общая доля остается еще сравнительно невысокой - 24%. Стремительно набирает обороты ТикТок, уже 14% ТЦ имеют аккаунты этой сети.

socz sety prysutstvye vydы | 12

На оккупированной территории наличие Facebook и Instagram почти в 2 раза ниже, чем на территории контролируемой правительством Украины.

socz sety prysutsvye vydы okup | 13

Самые большие аудитории

Представленные рейтинги характеризуют суммарные показатели размеров аудиторий социальных сетей Facebook, Instagram, Tik Tok и других на момент съема информации.

Среди 5 лидеров в 2024 году с 2017 года остается 2 ТЦ - Forum Lviv и Ocean Plaza. Они занимают 1 и 2 место в рейтинге. По сравнению с 2017 годом они поменялись местами.

2017 | 14

Теперь львовский ТЦ Forum (единственный не киевский ТЦ в первой пятерке) значительно опережает все остальные ТЦ. К 5-ке лидеров в 2024 году присоединились Gulliver, Lavina Mall и ЦУМ Киев. Общее количество крупнейшей аудитории ТЦ Forum в Украине составляет 361 тыс чел. За 7 лет она выросла более чем в 3 раза.

2024 | 15

Общая аудитория первой пятерки 2024 года больше аудитории пятерки 2017 года в 2,5 раза.

Торговые центры Украины продолжают осваивать виртуальное пространство. За 7 лет произошли значительные изменения, особенно в отношении торговых центров к социальным сетям. Мобильные приложения, которые начали появляться 7 лет спустя, не приобрели популярности в торговых центрах. Веб-сайты окончательно перестали быть главной информационной площадкой в виртуальном пространстве. В то же время использование соц сетей стало главным инструментом продвижения и рекламы торгового центра, заменив не только сайт, но и телевидение, радио и наружную рекламу. Социальные сети предлагают огромный объем информации, поддерживая онлайн контакт с аудиторией 24 часа в сутки. При этом самые активные торговые центры выдают своему клиенту до 500 постов в месяц через социальные сети. Суммарное количество последователей в социальных сетях украинских ТЦ за 7 лет выросло в 2-3 раза, а у некоторых торговых центров уже превысило 300 тыс, - резюмировал Максим Гаврюшин.

ТОП 10 крупнейших аудиторий в соц сетях среди украинских ТЦ: