Магазины без продавцов. Удался ли эксперимент «Киевхлеба»?

В феврале 2024 года «Киевхлеб» открыл в Киеве первый магазин без персонала. Всего за несколько месяцев сеть расширилась до шести точек, которые работали полностью автономно.

Впрочем, по состоянию на осень того же года остался только один магазин. Почему компания приостановила развитие сети после шести месяцев усовершенствований и решения всех технических вопросов, СЕО «Киевхлеб» Ярослав Федоренко рассказал Forbes.

Тестовый магазин

Первая точка без кассиров и продавцов заработала на ул. Симиренко в Святошинском районе Киева.

Такой формат решили запустить из-за нехватки кадров в стране, говорит CEO «Киевхлеба» Ярослав Федоренко, 38. 

Когда не можешь за любые деньги найти продавца, приходишь к идее сделать полностью автономную точку, - объясняет он. 

Автономный магазин работал 24/7, попасть внутрь можно было, отсканировав банковскую карточку, оплата товара также исключительно картой.

По словам Федоренко, сначала рассматривали вариант вендинга - установить в киоск восемь автоматов, каждый из которых будет выдавать свою группу продукции.

После просчетов решили, что это не рентабельно, ведь площадь полки вендингового автомата оказалась слишком маленькой для хлебобулочных изделий, а для дозаправки нужно много выездов.

Тогда на стандартный хлебный киоск площадью 30 кв. м установили дверь с системой входа с помощью банковской карты. Товар внутри разместили по кругу, поставили кассу самообслуживания и камеру видеонаблюдения с фиксатором лица. 

Однако такая система не пугала мелких воров, Федоренко говорит, что наблюдение через камеры на дают этого психологического эффекта

Мошенников не останавливал и риск того, что оператор может дистанционно заблокировать дверь и вызвать охрану. Тогда решили добавить видео-консьержа на дисплее возле кассы расчета. 

Мы подумали: зачем платить €5000 за покупку кассы самообслуживания, как в супермаркете, если можно разработать собственный софт, - говорит Федоренко.

Программисты компании сделали фискальный сканер со встроенным электронным консьержем из обычного планшета, технология обошлась в 2 тыс. евро.

Собственный софт решил еще одну проблему - в систему смогли добавить «Карточку киевлянина», ведь у компании есть обязательства: продавать хлеб со скидкой от 20 до 70% в зависимости от льготной аудитории.

Новой проблемой стали массовые отключения света. Двери при выключении электричества не закрывались, а камеры - гасли.

В конце концов, сделали так, чтобы при отключении света двери таки были закрыты. Если в магазине есть продавец, то он включил фонарик, записывает продажи на бумажку, потом все пробивает по кассе, а здесь точка просто не работает, - говорит Федосенко, - Для потенциальных покупателей непонятно, идти туда или не идти, она будет работать или не будет.

Почему остался только один магазин?

По состоянию на октябрь этого года работает только один магазин без кассиров.

Формат будет работать эффективно только без отключений света, в идеале - в режиме 24/7, без комендантского часа, говорит Федоренко. 

К тому же формат показал меньшую выручку, чем в типичном киоске, в то же время в нем не было основного расхода - зарплаты продавца.

Читайте также: Первый ТРЦ от «Эпицентра». В чем особенность нового формата компании (репортаж)

Все наработки сохранили и в марте 2025 года будет понятно - продолжит ли Киев жить дальше без отключений света, и будет ли шанс вернуть магазины без кассиров к работе, - резюмирует Федосенко.