Новые клиенты несмотря на войну. Как живет ювелирный ритейл с момента полномасштабного вторжения

Несмотря на полномасштабную войну, которая длится уже третий год, украинцы продолжают покупать ювелирные украшения, в том числе и драгоценные изделия с бриллиантами.

Об этом в колонке для NV рассказал основатель ювелирного дома Kimberli Игорь Ильчишен.

Однако, по его словам, в целом украинский рынок ювелирных изделий не восстановился до довоенных показателей, рост продаж затрудняют почти полное отсутствие экспорта и конкуренция со стороны зарубежных производителей.

Украинский Совет Торговых Центров выбрал самое интересное из материала.

Состояние ювелирного рынка

Полномасштабная война нанесла ощутимый удар по ювелирному рынку страны, в первые 3-4 месяца после начала вторжения "ювелирка" замерла, продажи украшений упали фактически до нуля.

В дальнейшем отрасль начала постепенно восстанавливаться, за 2022 год продажи ювелирных изделий снизились на 40−50% по сравнению с довоенными показателями.

В следующем году наблюдалось незначительное оживление, впрочем, итоговый результат все равно составлял примерно 2/3 от довоенного. В этом году спрос стабилизировался на отметке около 70% по сравнению с довоенным, - говорит основатель бренда.

Также Ильчишен отметил ощутимое проседание среднего чека. Так, на изделия с бриллиантами падение составляет в среднем 35% от довоенного показателя.

Впрочем, в регуляторной плоскости политика государства в отношении этой отрасли ритейла стала более лояльной в 2024 году.

Например, в декабре 2023-го был отменен авансовый сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при подаче ювелирных изделий на клеймение.

Сбор сдерживал развитие отрасли более 10 лет, ведь производителям приходилось его платить на стадии производства, еще до того, как ювелирное изделие будет приобретено. Теперь финансовые риски производителей уменьшились, ведь некоторая доля украшений не находит покупателя и переплавляется для изготовления новых изделий, - объясняет эксперт.

Новая аудитория и производители

За время войны на рынке появилась новая категория покупателей, это военнослужащие, которые сейчас часто покупают ювелирные изделия, чтобы порадовать своих любимых и близких женщин.

Впрочем это не имеет глобального влияния на ювелирный рынок страны. Локальные "оазисы" повышенного спроса со стороны военных ограничиваются Харьковской, Николаевской, Херсонской областями.

Из-за нападения государства террористки украинская ювелирная отрасль потеряла часть производителей, однако появились и новые бренды.

Преимущественно это нишевые производители, которые смогли начать бизнес благодаря тренду на национальный продукт и патриотическую символику.

Стать ближе к покупателю, чувствовать его потребности, быстро реагировать на запросы - такая задача сейчас стоит перед всеми производителями ювелирных украшений в Украине. По опыту могу сказать, что ювелирный бизнес очень чувствителен к изменениям клиентской структуры. Можно долгое время выстраивать стратегию с учетом постоянных покупателей, а потом потерять до половины этого важнейшего сегмента из-за вынужденной миграции в связи с войной, - рассказывает Игорь Ильчишен.

Большинство украинских производителей сейчас сосредоточены на внутреннем рынке, поэтому им важно искать новых покупателей наряду с сохранением лояльности постоянных клиентов.

Важной составляющей в этом процессе является общение с аудиторией через социальные сети, поэтому ювелирные бренды все чаще обращаются за помощью к инфлюенсерам.

Экспорт против импорта

Игорь Ильчишен уверен, что сейчас восстановить ювелирную отрасль за счет экспорта почти невозможно. Путь в Европу и Китай приостановлен из-за осложнений логистики из Украины.

Зато импорт ювелирных изделий в Украину не прекращается и даже растет. 

По данным Ассоциации профессиональных участников рынка банковских металлов Украины, в 2019-2020 годах в Украину было ввезено по 4 т готовых ювелирных изделий, в 2021-м - 3 т, в 2022-м - 2 т. В 2023 году импорт возобновился импорт до 4 т, в этом году тоже ожидается 4 т.

Читайте также: Ищут вдохновение и простор для экспериментов. Как брендам завоевать молодое поколение "зуммеров"?

Учитывая все вышесказанное, предпосылок для роста спроса до конца года не "предвидится, скорее стоит ожидать спада из-за падения покупательной способности украинцев и значительного количества людей, мигрировавших за границу, - резюмирует эксперт.